Конституционная палата продолжает рассматривать обращение юристов Алмазбека Атамбаева о лишении его неприкосновенности. Юристы требуют признать антиконституционной статью 2 Закона «О внесении изменений в Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» от 15 мая 2019 года. Стороны перешли к прениям.
«По процедуре, после окончания прений коллегия Конституционной палаты должна была огласить решение. Но председательствующий неожиданно прервал выступление юристов под предлогом, что все устали и конец рабочего дня. Хотя оставалось еще 15 минут до 18.00 и прения практически завершились. Но, вопреки регламенту, коллегия огласит решение завтра, 24 октября. Такое в моей практике впервые», — сказал Нурбек Токтакунов.
Нурбек Токтакунов отметил, что закон обратной силы не имеет, поэтому эта статья не должна быть применена в отношении главы государства, который на тот момент сложил свои полномочия.
Сторонники Атамбаева сообщили, что решили отказаться от части требований, а именно попросили исключить из своего ходатайства просьбу о рассмотрении соответствия Конституции нормы закона о том, что экс-президент не имеет права заниматься политической деятельностью.
«Я посмотрел положение, увидел, что абсолютного запрета нет. В случае, если занимается политической деятельностью, он должен оказаться от гарантий экс-президента. Поэтому мы просим исключить этот пункт из ходатайства», — сказал юрист Нурбек Токтакунов.
Согласно новой редакции закона о гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики, экс-президент не должен занимать политические, специальные государственные должности в органах государственной власти, а также занимать должности в руководящих органах политической партии либо иным образом участвовать в деятельности политической партии. В случае несоблюдения экс-президентом этих ограничений актом президента прекращается предоставление ему всех гарантий.
Сторонники Атамбаева оставили в своем ходатайстве просьбу о рассмотрении соответствия Конституции нормы закона о том, что статья о неприкосновенности экс-президента, в которой также содержится норма о возможности привлечения его к уголовной ответственности, «применяется на правовые отношения, возникшие с 23 октября 2007 года». Они настаивают на том, что в данном случае нарушается принцип, согласно которому «закон обратной силы не имеет».