Без привычного «наркотика адмресурса» все нынешние парламентские партии де-факто «политические банкроты». Об этом заявил казахстанский политтехнолог Еркин Иргалиев в интервью Platon.asia.
Оригинальный политолог и политтехнолог из научно-образовательного фонда Aspandau рассказал о политических процессах в Казахстане :
— Еркин, что в стране происходит, политический спектакль в целях имитации демократии и тем самым легитимации правящего режима? Я имею в виду митинги о политических реформах, трудовых правах в гг. Алматы и Нур-Султан, процесс создания новых партий, разговоры о двоевластии, либо его отсутствии в стране.
— Происходит просто откат: слишком долго все процессы были замедлены, а затем все сорвались с «ручника».
В то же время, и вы правы — мы свидетели некоего «спектакля», по ходу которого из зала на сцену то и дело выскакивают зрители со своими репликами и замечаниями.
В Казахстане практически не было «оттепели» Перестройки.
Сначала помешала колбинская «борьба с казахским национализмом», потом — молчаливая поддержка ГКЧП со стороны ЦК. После крушения Союза случились три-четыре года «демократической моды». И все — после 1995 года всю политику успешно «заморозили», вплоть 19 марта. Но фактически сейчас у нас «политический февраль» с его чередой потеплений и заморозков.
— В этой связи другой вопрос: как вы думаете, насколько этически и политически обоснованы разговоры о том, что в прагматических, политических целях нужно участвовать в парламентских выборах, если власть позволяет принять в них участие?
Сторонники этого подхода полагают, что так, за счет восточной хитрости, дескать, можно переиграть власти, набрав на выборах больше голосов, чем Nur Otan? И когда, на ваш взгляд, будут эти выборы?
— Нужно пользоваться любым «погодным окном». Тренироваться при любой возможности, будить спящих, побуждать и принуждать пассивных. К настоящей «весне» людям надо успеть набрать «политическую форму».
Поэтому на приближающихся выборах можно и нужно максимально активно участвовать. Тем более, это по-любому реальная «школа» демократии и гражданской зрелости для всех нас.
А конкретные сроки парламентско-маслихатской кампании, по моим прогнозам — поздняя весна, либо начало лета-2020.
Что касается «активизации масс». Надо использовать любые возможности. К примеру, внезапное появление «фактора независимых наблюдателей» сломало весь план кукловодам Косанова из «Библиотеки».
Потому что провластные «демиурги» до того момента просто не брали в расчет протестную активность масс. Теперь же другая реальность — на всех последующих выборах власти уже не смогут уповать на привычные «вбросы» бюллетеней, «карусели» псевдоизбирателей и «рисование» протоколов. Нужно просто сохранить и укрепить присутствие народного контроля на всех 10000 избирательных участках страны.
— Вы, как опытный и грамотный политтехнолог, что думаете насчет качества подготовки партий, включая Nur Otan, к парламентским выборам, вне зависимости от того, когда они будут?
— Даже вождь Nur Otan недавно признал отсутствие какой-либо инициативы у всех своих однопартийцев, несмотря на все властные ресурсы и безраздельный доступ к бюджету.
Рекордный антирейтинг «партии власти» и застарелые «болячки» ОСДП – просто две стороны одного процесса. Без привычного «наркотика адмресурса» все нынешние парламентские партии де-факто «политические банкроты».
— Не думаете, что внеочередные выборы в Мажилис и маслихаты не совсем выгодны власти, если учитывать ряд ее имиджевых провалов, таких как очередной рост тарифов, плагиат вице-министра образования, фактический проигрыш дела Стати, несостоявшееся «дело» замакима Алматинской области Б. Манзорова? Ведь все эти инциденты катастрофически снижают не только доверие к власти, но и являются неким признаком дисфункциональности нашей государственной политики.
— Проблема в том, что дальше положение власти станет еще хуже. Приходится выбирать наименее провальный сценарий – хороших и отличных просто нет. Поэтому досрочные выборы неизбежны.
— В этом свете, Еркин, не думаете, что у оппозиции опять появилась возможность победить на выборах? Ведь после «предательства» Косанова пошли разговоры, что, мол, все, у оппозиции теперь не будет легального шанса, чтобы победить на выборах. Но вот такие очередные имиджевые проколы властей опять повышают спрос на оппозицию. Может быть, поэтому власти на днях активно препятствовали выдвижению инициативы о проведении общенационального референдума по изменению законов о выборах и политических партиях?
— Наверху уже нет прежнего единства. Теперь ветер Истории — попутный всем оппонентам власти. Но в стане оппозиции также неутешительная ситуация. Все по-прежнему – грызня и отсутствие ресурсов. Ставка режиссеров политической «пьесы» — именно на этот неутешительный факт.
Но мой реализм подсказывает: в нужный момент общество вновь сориентируется и сорганизуется, чтобы поломать все сценарии. Вывод – нужна свежая кровь, свежие идеи, новые люди.
— Кстати, Вам не кажется, что Токаев начал усиливаться, становиться более авторитетным политиком, если учитывать, как его принял в Омске В. Путин? Все-таки Москва продолжает играть первую скрипку в наших внутренних делах, или вы так не думаете?
— Это объективный процесс, даже без учёта заинтересованности Кремля в благополучном исходе нашего Транзита верховной власти, потому что у них там своя эгоистичная заморочка с «проблемой-2024»…