В столице Туркменистана заболевшие или умершие есть почти в каждой семье, могильщики на кладбищах работают «в режиме конвейера», а тела в морге выдают в пластиковых пакетах. Власти страны, заявившей о том, что в стране не зарегистрировано ни одного случая COVID-19, происходящее не комментируют. Президент и правительство находятся в летнем отпуске, а СМИ страны публикуют хронику их досуга, пишет Азатлык.
Я просто поражен количеством смертей… многие знакомые говорят о том, что кто-то умер, или у них в семье, либо более дальние родственники, либо знакомые. Кошмар!», — говорит корреспондент Азатлыка в Ашхабаде о сегодняшнем ситуации в городе.
На ашхабадских кладбищах в эти дни хоронят в режиме конвейера. Могильщики копают и тут же, по очереди, привозят тела на погребение. Об этом сообщают корреспонденты Радио Азатлык в Ашхабаде, побывавшие на кладбищах на окраине города.
Между тем, становятся известны подробности смерти очередных жертв заболевания. Об этом 24 июля сообщают корреспонденты Азатлыка в Ашхабаде:
— Ночью в карантине в бывшем зданий «Полимекса» умер молодой парень. Оттуда тело привезли в морг в Чоганлы. Рядом здания инфекционной больницы и здание морга. Там тела выдают с условием — прямо на кладбище.
— Вчера умерла женщина по имени Ширин, сегодня отцу удалось забрать тело из морга. Сегодня утром в 9 часов, тело по мусульманским обрядам вывезли на кладбище».
В стране, отрицающей наличие коронавируса, данных по количеству заболевших и умерших от этого заболевания не публикуют.
В это время сотрудники больниц с трудом справляются с наплывом пациентов, впадая в состояние отчаяния от высокой смертности.
Столичные морги выдают тела умерших для захоронения в пластиковых пакетах.
«Тело заворачивают в пластиковый пакет, сверху оборачивают материей смоченной в хлор, лишь потом тело выдают родственникам чтобы похоронить», — сообщил 23 июля корреспондент Азатлыка в Ашхабаде.
Способ заворачивания тела в пластиковые пакеты, для предотвращения заражения, в настоящее время широко используется в других странах для захоронения умерших от COVID-19.
По мнению врачей при ковид опасно и тело и воздух остающийся в лёгких.
«Сейчас завернули в материал с хлором. Сказали, что ни в коем случае не раскрывать и так хоронить. Лёгких осталось 20 процентов, остальная часть разложилось, как желе», — сообщил корреспондент Азатлыка об одном из умерших в последние дни ашхабадцев.
В медучреждениях страны возник острый дефицит пластиковых пакетов для оборачивания тел умерших. В больницах и зонах карантина продолжается нехватка лекарственных средств.
Корреспондент Азатлыка в Ашхабаде сообщает, что в некоторых населенных пунктах жители выступают против захоронения умерших от коронавируса: «По традиции умерших везут хоронить в места рождения, на малую родину. После того, как в Нохур привезли из Ашхабада несколько покойников, болеть стали жители и теперь требуют перестать привозить умерших и хоронить».
Неизвестно, регистрируют ли власти Туркменистана на количество заболевших и умерших в стране. В редких выступлениях руководства страны, вместе с заявлениями о том, что в стране не зарегистрировано ни одного случая коронавируса, сообщалось, что тесты проводятся. Многочисленные попытки Азатлыка получить официальный комментарий в Министерстве здравоохранения Туркменистана результатов не дали.
Источники Азатлыка в учреждениях здравоохранения Туркменистана регулярно сообщают о позитивных результатах тестов у пациентов больниц, среди которых есть и чиновники.
По данным корреспондентов Азатлыка, в настоящее время больницы переполнены, в них наблюдается острая нехватка лекарств и крайне скудные условия содержания. В этих условиях открываются новые карантинные зоны. Многие лечатся на дому. В Ашхабаде за сутки скончались по меньшей мере 6 человек от болезни с симптомами COVID-19, на одном из кладбищ корреспондент увидел сотни новых могил, появившихся за последние 10 день.
24 июля корреспонденты Азатлыка сообщают из Ашхабада:
— В Бузмеине массово болеют люди дома с кашлем и высокой температурой. Знаю семью, где переболели дети, затем свалился с высокой температурой муж, а сегодня поднялась температура у жены. Там в аптеках большие очереди и в пускают по одному человеку.
— В знакомой семье долго кашляли дочь с зятем без температуры, когда сделали флюорографию поставили двухстороннюю пневмонию. Пока дома.
В Лебапского велаяте целые больничные комплексы закрыты на карантин. 24 июля корреспондент Азатлыка сообщил, что Городская больница, Многопрофильный госпиталь и Инфекционная больница в Туркменабаде закрыты на карантин в связи с наплывом пациентов с COVID-19.
«Сейчас обычных больных нигде не лечат. Единственное, где лечат это клиника Внутренних болезней и Железнодорожная больница, обе переполнены обычными больными, гипертоники, диабетики, а также клиника Скорой помощи до отказа полны. Людям уже в коридорах чтобы лежать мест нет»,- сообщает корреспондент Азатлыка в Туркменабаде.
По его словам, пациентам с симптомами COVID-19 ставят диагноз ОРВИ: «Я поговорил с одной выздоровевшей. В ее больничном листе стоит диагноз. Но она точно знает, что болела коронавирусом, она сама врачом работает. В ее семье 5 человек заразились и все лечились в больнице».
В течение последних двух недель Туркменистан предпринимает беспрецедентные меры по ограничению доступа населения в общественные места, закрываются объекты торговли, услуг, досуга. Проводится дезинфекция, в том числе в госучреждениях.
«В один из силовых ведомтсв вызвали бригаду для обработки, там сразу несколько человек заболели и им заказали обработку нескольких кабинетов, никакой одежды не выдали. Это было около недели назад, сейчас такие обработки рабочих мест, где работали заболевшие, почти каждый день», — сообщил 24 июля корреспондент Азатлыка в Ашхабаде.
По его словам, дезинфекцию против коронавируса проводят в частности сотрудники санэпидемстанции (СЭС): «Сотрудники санэпидемстанции работают по обработке помещений без специальной одежды, только в халатах, колпаках и в масках, обрабатывают все места, где были выявлены зараженные люди именно так, то есть без специальной защиты. Только маски и перчатки».
На днях в Туркменистан прибыла гуманитарна помощь от ВОЗ, в состав груза стоимостью полмиллиона долларов, прибывшего по запросу Минздрава Туркменистана, входят средства защиты, в том числе маски и защитные костюмы.
По данным источников Азатлыка, в медучреждениях страны начали продавать присланные в качестве гуманитарной помощи средства защиты, и медработников заставляют их приобретать за свой счет.
«Гуманитарную помощь даже Скорой помощи продают за деньги. Каждый защитный костюм продают по 160 манатов», — сообщил 24 июля корреспондент Азатлыка в Туркменабаде, со ссылкой на сотрудников местных медучреждений.
Накануне стало известно, что туркменабадских медиков обязали приобретать по 10 медицинских масок и паре защитных очков из гуманитарной помощи. Стоимость одной маски 15 манатов. По курсу ЦБ Туркменистана 3,5 манат- $1.
Туркменистан на протяжении долгого времени не публикует также и общей статистики заболеваемости и смертности в стране. Власти страны утверждают, что «ряд заболеваний в стране полностью побеждены», другим «поставлен надежных заслон», что свидетельствует об успехах системы здравоохранения под руководством президента Гурбангулы Бердымухамедова, занимавший до этого пост министра здравоохранения. СМИ страны, вспышку заболеваемости в стране не освещают, но регулярно публикуют хронику досуга главы государства находящегося сейчас в летнем отпуске.