«У воров свой параллельный преступный мир»: Главред «Прайм Крайм» о положении воров «в законе» в странах бывшего СССР

Автор -
2212

23 октября в Кыргызстане задержали вора в законе Камчыбека Кольбаева.

В этом плане Кыргызстан похож на другие страны бывшего СССР: воры в законе есть почти в каждой из них — и везде местные власти пытаются так или иначе держать криминальных авторитетов под контролем. О том, что сегодня происходит в преступном мире бывших союзных республик, «Ленте.ру» рассказала редактор информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм» Виктория Гефтер.

— Как вы считаете, насколько политически мотивировано решение о задержании Камчи, учитывая его большой вес в криминале Киргизии и непростую обстановку в стране?

— Преследование лидеров традиционного криминала вслед за Грузией с середины 2000-х вдруг неожиданно стало актуально в прошлом году в России, Армении и на Украине. Если это не синхронная инициатива местных элит, тенденция затронет все республики, где осталось хоть какое-то влияние воров в законе.

— Отличается ли положение и роль воров в законе в криминальном мире стран бывшего СССР от их положения и роли в России? Можно ли сказать, что в странах бывшего СССР у воров больше или, напротив, меньше влияния? 

— Воровской мир всегда был русским. Россия-Матушка. В Прибалтике или Таджикистане совершенно иной менталитет, воровская идея там так и не прижилась. В отличие от Закавказья, где это поколениями насаждалось с умыслом. А сейчас воровской мир — это Кавказ. Вор-мусульманин — раньше это был нон-сенс, дурная шутка… С принятием закона в России влияние воров начало стремиться к нулю. В стране оставили только полностью подконтрольный минимум, необходимый для оперативных правоохранительных нужд. Власти хотят показать, что можно обойтись и без воров.
— Насколько велико влияние воров в законе на политику в странах бывшего СССР? Есть ли у них реальная возможность влиять на политическую обстановку в этих странах?
— Никакого влияния на политику, если вы о государственной, воры не оказывают. Политика считается грязным делом. Воры этим не пачкаются. У воров свой параллельный преступный мир, свое государство, не имеющее политических границ, в котором они устраивают свою политику.
— Как обстоит с ворами в законе дело в Белоруссии сегодня? Чем закончилось противостояние Саши Кушнера и Паштета — или оно только набирает обороты?
— Из-за политической нестабильности в стране, белорусские воры, как они говорят, «ушли из эфира». Паштет — под надзором в Минске. Муму там же на полулегальном положении. Кушнер из Минска переехал в Бобруйск. Все сидят очень тихо. Дуэль между Паштетом и Кушнером откладывается на неопределенное время. Возможно, спецслужбы позволят им сосуществовать. Но первых числах ноября освобождается Шульц — один из главных «претензеров» Кушнера, севший из-за него, который пообещал с ним расправиться.
— В контексте воров в законе почти ничего не слышно про Украину — с чем это связано? Там их нет или они не проявляют активность?
— Воры на Украине есть и больше, чем где бы то ни было в бывших братских республиках. Украина в воровском отношении очень активная. Местные титулованные украинцы — ставленники олигархического капитала. Но правят бал не они. Там все устаканилось год назад. Если до этого страна делилась на зоны влияния — Восток и Центр, то сейчас руставско-донецкий клан установил контроль над всей Украиной. Кстати, при активном участии членов семьи Шакро. Воры, представлявшие Центр: Андрей Недзельский (Неделя) — был избит и развенчан, а Лёра Сумской ретировался сам. Нашел прибежище у Гули, но ненадолго…
— Как воры в законе влияют на криминальный мир Донбасса?
— Интерес к Донбассу точно проявляли Эдуард Асатрян (Тбилисский) и его извечный соперник — Нодар Асоян (Руставский). Последний вообще делает блестящую воровскую карьеру и особых преград на своем пути не встречает.
— Что происходит в криминальном мире Азербайджана после убийства Гули? На эту тему сегодня очень много спекуляций…
— Азербайджанские воры — самые оторванные от родины. В Азербайджане давно нет ни одного вора, все свои дела они ведут за пределами страны. Что касается Гули, его пока никто не заместил и вряд ли это будет под силу одному человеку в ближайшее время. «Гули» — сильный криминальный брэнд, который будет работать на младшего брата, Намика.
— Были сообщения, что империю Гули захотел забрать силой чеченский вор в законе Ахмед Шалинский…
— Мне неизвестно, что в точности представляла из себя «империя Гули», но пока об отторжении на сторону какой либо ее части сведений не было.  Что касается Шалинского, он уже больше года на свободе, но пока ничем серьезным себя не отметил. Если Ахмед и обладает каким-то влиянием, оно не распространяется за границы Чечни. У Ахмеда внутрикорпоративный конфликт с грузинами.
— За последние пару лет довольно много тревожных новостей приходило из воровского мира Абхазии — это и покушение на Пызу, совершенное при помощи гранатомета, и расстрел в Сухуми Астика и Хасика. Что там происходит сейчас?
— Насколько мне известно, в начале месяца вору в законе Тенгизу Лакербая, которого Пака и вторящие ему абхазские воры объявили виновным в убийстве воров Алхаса Авидзбы и Астамура Шамбы, в местах заключения ошпарили лицо горячим маслом. Тенго обвиняют в том, что сидя под одной крышей с предполагаемыми убийцами воров, не спросил с них за убийство. На днях из мест лишения свободы невредимым освободился еще один вор — Наник Пачулия, которого обвиняют наряду с Тенго и предрекают ему ту же участь.
— Как обстоят дела в Грузии — главной вотчине воров в законе? Создается ощущение, что сегодня большинство грузинских воров в законе действует из Турции. И почему Турция принимает у себя воров? С чем это связано?
— Геополитические последствия анти-воровских репрессий в Грузии оказались фатальными для сопредельных и не только государств. Их никто не учел, хотя они были предсказуемы. Искусственная убыль воров в одной только Грузии спровоцировала их естественный прирост почти во всех европейских странах. Что касается Турции, она не видит проблемы в ворах. Турки рады всем, кто несет деньги в их экономику, и пока воры, десятками живущие на турецких курортах за счет российских зон, делают это, им будут говорить: «Hoş geldiniz!»
— Что происходит в воровском мире Армении? И как армянские воры в законе и их «коллеги» из Азербайджана реагируют на конфликт, разгоревшийся в Нагорном Карабахе?
— В Армении, как и везде, идет тенденция на снижение влияния воров, но пока ни один из них реальный срок не получил. В нагорно-карабахском конфликте армянские воры на стороне своего народа, но это не афишируется. Воры — интернационалисты, они стремятся к миру и не поддерживают конфликты где бы то ни было.
— Существует ли такое явление, как прибалтийские воры в законе? На ум в этом контексте приходит только Циркач. Или после того, когда страны Прибалтики вошли в состав ЕС, само явление воров в законе там исчезло?
— Собственно такого явления, как доморощенные прибалтийские воры «в законе» нет и никогда не было, но есть воры из России, Грузии и Белоруссии, которые сейчас живут в изгнании на территории стран Балтии. Для них это такое же временное пристанище, как и любая другая страна Евросоюза, где, при этом, понимают русскую речь.