Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР 20 января утвердила результаты досрочных выборов президента страны и признала их состоявшимися.
Как отмечает пресс-служба ЦИК, при подведении итогов исключены данные по избирательным участкам, где голосование было признано недействительным.
Согласно протоколу Центризбиркома, победителем выборов стал Садыр Жапаров, который получил 1 млн 105 тысяч 248 голосов, что составляет 79,2 % от числа всех избирателей, принявших участие в выборах.
Следом за ним идет Адахан Мадумаров, набравший 94 тысяч 741 голос или 6,79%. Замыкает тройку лидеров Бабыржан Тольбаев, получивший 32 тысячи 979 голосов избирателей, что составляет 2,36% от числа проголосовавших граждан.
Чуть больше 1% голосов избирателей набрали следующие кандидаты: Мыктыбек Арстанбек (1,69%), Абдиль Сегизбаев (1,46%), Имамидин Ташов (1,17%) и 1% набрала единственная женщина-кандидат Клара Сооронкулова. Остальные кандидаты набрали менее 1% голосов избирателей.
«Против всех» кандидатов проголосовало 18 тысяч 673 избирателей или 1,34% пришедших на избирательные участки. Всего в голосовании приняло участие 1 млн 395 тысяч 513 граждан, что составляет 39,16 % от общего числа избирателей, включенных в списки.
Два члена ЦИК Кыргызстана Гульнара Джурабаева и А.Сатыгулов не признали итоги выборов президента и выразили особое мнение (ниже текст):
Особое мнение членов ЦИК Г.Джурабаевой и А.Сатыгулова по вопросу установления итогов голосования и определения результатов досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, прошедших 10 января 2021 года
В целом соглашаясь, что прошедшие выборы позволяют с достоверностью установить итоги волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, все же считаем необходимым указать на имевшие в ходе организации и проведения выборов нарушения, которые повлияли на легитимность результатов досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, состоявшихся 10 января 2021 года.
1. По вопросу регистрации кандидата С.Жапарова:
· Очевидно, что согласно требованиям конституционного закона «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» досрочные выборы Президента назначаются или считаются назначенными не позднее 7 дней со дня подачи в отставку действующего Президента, то есть не позднее 23 октября 2020 года. Таким образом, С.Жапаров изначально готовившийся и заявлявший о своем намерении участвовать в досрочных президентских выборах, пренебрег конституционным запретом, согласно которому исполняющий обязанности Президента не вправе быть кандидатом на должность Президента. Этот запрет изначально направлен на недопустимость использования огромного административного ресурса, который дает совмещение должностей главы государства и главы правительства. Таким образом, С.Жапаров, как глава правительства исполняющий обязанности главы государства не вправе был баллотироваться на пост главы государства, а Центризбирком должен был отказать в регистрации его кандидатуры по причине нарушения требований статьи 68 Конституции Кыргызской Республики.
· Кроме того, С.Жапаров, не предоставив документа о сложении полномочий Президента не мог быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Кыргызской Республики. Согласно ч.2, ст.68 Конституции Кыргызской Республики «Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе … быть кандидатом на должность Президента на досрочных выборах Президента». Данная норма Конституции Кыргызской Республики требует не только сложения соответствующих полномочий кандидатом, но и предоставление в ЦИК КР документа, подтверждающего сложение им полномочий исполняющего главы государства. Игнорирование кем-либо из кандидатов предписанных Законом процедур подачи необходимых документов должно было привести к отказу в регистрации такого кандидата. Однако 14 декабря 2020 г. ЦИК зарегистрировал С.Жапарова кандидатом, в связи с чем мы проголосовали против данного решения ЦИК и изложили свою позицию в особом мнении.
2. По вопросу избирательных фондов.
· Прозрачность вкладов в избирательный фонд С.Жапарова не была обеспечена должным образом. Хотя требования Конституционного закона по лимиту вкладов формальнобыли соблюдены, вопросы относительно взноса в размере 15 млн сомов, внесенного кандидатом С.Жапаровым в собственный избирательный фонд, остались без ответа. Не были подтверждены документально или другим способом утверждения кандидата о том, что это деньги его избирателей – пенсионеров. Как минимум эта часть финансовых операций проводилась не через банковский счет, что является нарушением требований законодательства.
· Неясным осталось, как эти средства собирались, кто был их сборщиком, оформлялись ли они бухгалтерскими документами,
· Из-за отсутствия необходимых документов было невозможно проверить, нет ли среди вносителей граждан и/или юридических лиц, которые не имели право участвовать в финансировании избирательных кампаний.
3. Агитационная кампания на выборах.
· Условия для проведения агитационной кампании не могли быть равными из-за преимуществ финансового характера и использования административного ресурса. В социальных сетях и мессенджерах размещались видео- и аудиоматериалы, в ЦИК поступали жалобы о том, что некоторые руководители в регионах (Токток, Кара-Суу, Кара-Кол) принуждали участвовать в агитационных мероприятиях своих сотрудников. Данные материалы и жалобы направлялись в правоохранительные органы и не были расследованы должным образом, что также может расцениваться как дополнительное преимущество от использования административных рычагов, предоставляемых одному из кандидатов.
· Дебаты на общественном телеканале ОТРК продемонстрировали непрофессионализм и предвзятость их организаторов в отношении некоторых кандидатов. Такое поведение не только свидетельствовало о нарушении базовых принципов беспристрастности, но и могло повлиять на мнение избирателей в отношении этих кандидатов.
В связи с вышеизложенным, считаем, что имевшие место отступления от требований Конституции Кыргызской Республики и конституционного Закона «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша» не позволяют признать результаты досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, прошедших 10 января 2021 г.