Палеонтолог Николас Лонгрич собрал свидетельства того, что неандертальцы и люди воевали более 100 000 лет.
Около 600 000 лет назад человечество раскололось надвое. Одна группа осталась в Африке и превратилась в людей. Другая направилась по суше в Азию, затем в Европу, став Homo neanderthalensis — неандертальцами. Это были не наши предки, а родственные виды, развивающиеся параллельно.
Николас Р. Лонгрич, старший преподаватель эволюционной биологии и палеонтологии Батского университета (Великобритания) в статье в журнале The Conversation рассказал, почему археологи считают, что неандертальцы были воинственным видом и воевали с людьми на протяжении многих поколений.
Неандертальцы были опытными бойцами и опасными воинами, с которыми могли соперничать только люди. Как львы, волки и Homo sapiens, неандертальцы были совместными охотниками на крупную дичь. У таких хищников, находящихся на вершине пищевой цепочки, мало врагов, поэтому перенаселенность ведет к конфликтам из-за охотничьих угодий.
Воевать — это по-человечески, а неандертальцы были очень похожи на людей. Мы схожи в анатомии черепа и скелета, и наша ДНК совпадает на 99,7%. В быту неандертальцы также не отличались от людей: они разводили огонь, хоронили своих мертвецов, лепили украшения из ракушек и зубов животных, делали произведения искусства и каменные святыни. Если неандертальцы разделяли так много наших творческих инстинктов, они, вероятно, совпадали с людьми и в деструктивном поведении.
Археологические данные подтверждают, что жизнь неандертальцев была совсем не мирной. Доисторические войны оставляют явные признаки. Эффективный способ убийства — удар дубиной по голове, и Homo sapiens, как и неандертальцы, часто имеют травмы черепа.
Еще один признак войн — перелом предплечья, вызванный отражением ударов. Неандертальцев часто находят с переломами рук.
Война оставляет более тонкий след в виде территориальных границ. Лучшее свидетельство того, что неандертальцы не только сражались, но и преуспели на войне — это то, что они встретили людей и не были немедленно захвачены. Вместо этого около 100 000 лет неандертальцы сопротивлялись современной человеческой экспансии из Африки.
Крайне маловероятно, что современные люди встретили неандертальцев и решили просто жить и давать жить другим. По крайней мере, рост населения неизбежно вынуждает людей осваивать больше земли, чтобы обеспечить достаточную территорию для охоты и добычи пищи для детей.
Вместо этого в течение десятков тысяч лет люди продолжали мелкомасштабные, но интенсивные, продолжительные конфликты, войны с преобладанием партизанских набегов и засад, с более редкими сражениями. И проигрывали.
У неандертальцев, считает Лонгрич, были тактические и стратегические преимущества. Они населяли Ближний Восток на протяжении тысячелетий и имели глубокие знания о местности, временах года, о том, как жить за счет местных растений и животных. Массивное мускулистое телосложение делало их сокрушительными бойцами в ближнем бою, а огромные глаза давали неандертальцам превосходное зрение при слабом освещении, позволяя маневрировать в темноте для засад и набегов на рассвете.
Наконец ситуация кардинально изменилась в пользу людей. Возможно изобретение более совершенного оружия дальнего боя — луков, копья, метательных дубинок — позволило легко сложенному Homo sapiens преследовать коренастых неандертальцев на расстоянии. Также вероятно, что более совершенные методы охоты и собирательства позволили людям жить более крупными племенами, создавая численное превосходство в битве.
Даже после того, как примитивный Homo sapiens вырвался из Африки 200 000 лет назад, на завоевание неандертальских земель ушло более 150 000 лет, утверждают археологи.