Про ошибки Назарбаева с Алиевым и Аблязовым

Автор -
605

Продолжение документального фильма «Штрихи к портрету», явно приуроченного к 81-му дню рождения  Нурсултана Назарбаева очередная попытка мистифицировать и исказить новейшую историю страны и свою роль в ней, заставляют снова вернуться к теме суда истории над елбасы. Об этом пишет kz.expert:

Как теперь стало понятно, в рамках программы празднования дня рождения Нурсултана Назарбаева его окружение запланировало выпустить в эфир два фильма, ориентированных соответственно на казахстанскую и иностранную аудиторию. Скорее всего, такое решение было принято по той простой причине, что казахстанская аудитория вряд ли осилила бы многочасовой фильм, поэтому ей и был подсунут более короткий отечественный вариант.

Мы не возьмемся оценивать художественные достоинства фильма.  И мы также не будем удивляться тому, что в качестве его создателя выступил такой известный режиссер, как Оливер Стоун. В конце концов, у первого президента РК, его родных и соратников настолько много денег, что на них можно купить, если не все и всех в этом мире, то очень много и многих.

Вспомним, что на Акорду и лично Нурсултана Назарбаева в свое время работали (а кое-кто до сих пор работает) многие отставные высокопоставленные зарубежные госдеятели, включая бывшего премьер-министра Великобритании Томаса Блэра и экс-президента Польши Александра Квасневского. Ведь деньги не пахнут не только в Казахстане, но и в странах, которые считаются демократическими

Так вот, главной причиной того, что KZ.expert вернулся к теме суда истории над Назарбаевым как государственным деятелем и человеком, стали его заявления в отношении двух человек, сыгравших значительную роль в современной истории страны — Рахата Алиева и Мухтара Аблязова.

Цитируем статью интернет-ресурса «Спутник-Казахстан» (выделения сделаны KZ.expert):

«В беседе с ним Елбасы высказался о своем бывшем зяте, покойном Рахате Алиеве, назвав его назначение на высокую должность «серьезной ошибкой».

«Он оказался во главе финансовой полиции. Пользуясь этим, он зажимал бизнес, отбирал, деньги забирал у них. В какой-то момент я его предупредил: «Остановись». Представляете, мой зять. Три внука там маленьких. Все — моя дочь с тремя внуками и его отцом пришли. А я говорю: «А что я могу сделать? Вот, преступник он», — поделился воспоминаниями Назарбаев».

По мнению KZ.expert, выше процитированные слова – откровенная ложь, смешанная с полуправдой. Судя по всему, Нурсултан Назарбаев рассчитывает на короткую память и аполитичность основной массы казахстанцев и полную не информированность в этой теме иностранной аудитории.

Дело в том, что в свое время Рахат Алиев беспредельничал не только в своих частных интересах, но и в интересах первого президента РК. Потому что целью последнего было продемонстрировать всем и вся (и чиновникам, и бизнесменам, и общественным деятелям), что власть может с ними сотворить все, что захочет и прикажет Нурсултан Назарбаев. Если не силой закона, то силой беспредела, творимого зятем будущего «лидера нации».

Эту неблаговидную роль Рахат Алиев играл до тех пор, пока не заигрался, начав вместе со своей супругой Даригой Назарбаевой претендовать на место своего тестя во главе государства.

Поэтому, когда видные чиновники и крупные бизнесмены, создавшие в   2001 году первое общественное движение под названием «Демократический выбор Казахстана», потребовали и демократических реформ, и отставки Алиева, Нурсултан Назарбаев его сразу сдал. Но сдал так, чтобы уберечь и спасти, назначив зятя на руководящую позицию в собственной охране.

Так что Рахат Алиев стал жертвой своего близкого родственника и в политическом смысле, и в физическом смысле – у нас нет ни капли сомнений в том, что его убийство в Вене было заказным, и за ним стоят казахстанские спецслужбы.

Далее первый президент РК высказался о Мухтаре Аблязове (цитируем):

«И это была ошибка. Они, наоборот, мизерные деньги государства начали красть. Многие попались на коррупции. Он (Аблязов — Sputnik) признан международным мошенником Лондонским судом, осужден. (В первый раз — Sputnik) я его помиловал», — продолжил Елбасы.

«Самая большая ошибка была, что он снова вернулся в банк и разворовал этот банк и вывел деньги на несколько миллиардов долларов. Кроме того, он своего компаньона заказал и убил. Это мы вместе с американским ФБР расследовали вместе, чтобы не говорили, что мы что-то городим», — резюмировал Назарбаев».

Историю о том, как Мухтар Аблязов, Галымжан Жакиянов и их тогдашние соратники пришли к решению создать общественное движение «Демократический выбор Казахстан» и выступить против Рахата Алиева и стоящего за его спиной Нурсултана Назарбаева, мы пока оставим в стороне.

Это слишком большая, сложная и многоуровневая тема. Поэтому сразу перейдем к периоду, начавшемуся после помилования Аблязова первым президентом РК. И сразу оговоримся, что все, что мы скажем ниже, это именно и только наше видение данной истории. Другое дело, что оно основано на очень большом количестве документов, свидетельств очевидцев и событий.

Так вот, Мухтар Аблязов после своего освобождения в 2003 году, случившегося во многом благодаря его друзьям Нурлану Смагулову и Мухтару Джакишеву, а также активности независимой прессы и общественного движения «Демократический выбор Казахстана» (а позже политической партии, так и не зарегистрированной органами юстиции), был вынужден покинуть страну.

В Москве, куда он переехал, Аблязов начал снова заниматься бизнесом, но не на свои деньги, а на кредиты «БТА Банка» и его московской «дочки». Дело в том, что после своего ареста в 2002 году он передал свои акции в банке своему другу Ержану Татишеву как бы на сохранение. И, кстати, условия, на которых они были переданы, Татишев обсуждал с Аблязовым, когда тот уже сидел в тюремной камере.

Одним из условий, выставленных Нурсултаном Назарбаевым и его тогдашним окружением Мухтару Аблязову перед помилованием последнего, был полный отказ от какой-либо политической деятельности. Однако взамен будущий «лидер нации» пообещал бывшему лидеру ДВК, что тому вернут долю в бизнесе. Но Ержан Татишев так и не отдал Мухтару Аблязову того, что получил от своего партнера и друга. Мы не знаем причин, почему, но, скорее всего, ему рекомендовали так действовать из Акорды – там обоснованно опасались, что, вернув свои активы, Аблязов начнет своевольничать.

Однако затем события развернулись в совершенно неожиданном направлении – на охоте трагически погиб Ержан Татишев. Как это произошло и кто в этом виноват – отдельная тема,  но сразу оговоримся, что Мухтар Аблязов к этому преступлению отношения не имеет никакого. Все обвинения в его адрес со стороны Назарбаева и Акорды это ложь, замешанная на политических интересах самого елбасы, интересах семьи Татишевых, фальсификациях со стороны правоохранительных структур и готовности Токмади, убийцы Ержана Татишева, говорить то, что от него потребовали.

Смерть председателя совета директоров и мажоритарного акционера «БТА Банка» поставила Нурсултана Назарбаева перед сложным выбором. Дело в том, что к тому моменту «БТА Банк» более чем активно кредитовал проекты в Казахстане, России и других странах. Причем делал это по схемам, позднее поставленным в вину Мухтару Аблязову. Суть их в том, что банк кредитовал проекты не напрямую, а через офшорные компании и через них же накачивал собственный капитал. Кстати, тогда эти схемы использовали абсолютно все казахстанские банки, включая «Народный банк Казахстана», «Казкоммерцбанк», «Альянс банк».

После смерти Ержана Татишева выяснилось, что «дыра» в балансе «БТА Банка» составляла гигантскую даже на сегодняшний день сумму в один миллиард долларов США. Соответственно Нурсултан Назарбаев, который через Булата Утемуратова был крупным акционером «БТА Банка» и решал его судьбу, оказался перед выбором – возвращать ли туда Мухтара Аблязова (а если не возвращать, то кого туда заводить). Поскольку был риск, что банк «утонет», а Аблязов был его создателем, знал в нем всех и мог быстро взять рычаги управления в свои руки, будущий елбасы рискнул. И в итоге просчитался.

Мы не станем продолжать эту тему, тем более что о ней в свое время много писала ныне закрытая «Республика», а лишь зафиксируем тот факт, который мы уже отметили в публикации «Суда истории избежать не удастся»: Нурсултан Назарбаев и на склоне своей жизни продолжает строить миф о себе как основателе казахстанской государственности и «отце нации».

В фильме «Qazaq: history of the golden man» он нарастил свой миф еще на два кирпичика, ценность которых равна даже не нулю, а имеет отрицательный баланс – про Рахата Алиева и Мухтара Аблязова.