В своем послании президент Токаев критиковал многих и помногу. Казалось бы, чиновникам пора собирать портфели, но… Российский аналитический портал при МГУ опубликовал статью, где попытался проанализировать: кого вскоре вышибут из правительства, а кого — не смогут в принципе. Об этом «>пишет телеграм-канал «Строгий агашка».
«чиновники, пришедшие в правительство недавно, имеют самые низкие шансы на выбывание, – а это половина состава кабмина:
1. После взрывов на складах в воинской части в Жамбылской области подал в отставку министр обороны Нурлан Ермекбаев. Вместо него назначен его зам – Мурат Бектанов, профессиональный военный…
2. Большие сомнения вызывает персона нового министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева. Его так же передвинули с места замминистра после шумной отставки главы ведомства Сапархана Омарова. В самом Минсельхозе он отличиться не успел, поскольку его интенсивно двигают по чиновничьей шахматной доске.
Так, с апреля 2019 Карашукеев готовил слияние скандально известного госхолдинга «КазАгро» с холдингом «Байтерек», а потом на пару месяцев стал вице-министром финансов, после его поставили на подобную должность в МСХ.
Карашукеев чаще всего занимает должности по 3-4 месяца на протяжении многих лет — скорее всего, он появляется там в роли ревизора.
3. Министр здравоохранения Алексей Цой тоже сменил своего шефа после громкой отставки в июне прошлого года, и затем был переназначен в январе 2021 г. Он вступил в должность на пике антикоронавирусных мер… видимо, его позиции сильны только за счет этого чисто психологического фактора. Несмотря на шквал критики и возможную констатацию второго всплеска смертности в стране.
4. Министр труда Серик Шапкенов попал на пост министра по тому же сценарию. Его предшественник Биржан Нурымбетов ушел с поста в январе этого года после того, как брат главы Минтруда попал под следствие и был обвинен в коррупционных нарушениях и мошенничестве.
5. Багдат Мусин сменил своего шефа Аскара Жумагалиева на посту министра цифрового развития в сентябре прошлого года. Это произошло как раз в период разгара пандемии, когда государственные виртуальные сервисы показали себя с самой плохой стороны. Пока Мусин – явный транслятор идей по теме цифровизации и демонстрирует свою нужность руководству страны…
Несменяемые
Это министр внутренних дел, профессиональный полицейский Ерлан Тургумбаев, министр торговли и интеграции экономист Бахыт Султанов и глава Нацбанка Ерболат Досаев.
Правда, к банковскому сектору у президента претензии: «Нацбанк, правительство оказались бессильными перед инфляцией…
задача – это возвращение инфляции в коридор 4-6%».
К той же категории можно отнести Генпрокуратуру, которую возглавляет комитетчик Гизат Нурдаулетов, и Агентство по противодействию коррупции, куда в этом году спущен в качестве руководителя прокурорский десант – Марат Ахметжанов.
Под ударом?
В списке тяжеловесов из «засидевшихся» есть пара персон. Министр юстиции Марат Бекетаев занимает свою должность с 2016 года. За его плечами тяжба за государственные миллиарды долларов с молдавской семьей инвесторов Стати.
Министр индустрии Бейбут Атамкулов, родственник Первого Президента, довольно активно менял места службы. Больше двух лет на одной не задерживался.
Возможно, и срок на этой должности для Атамкулова уже истекает.
Остались три министра, которых, возможно, ожидает разбор полетов. Министр образования Асхат Аймагамбетов под ударом после кризиса пандемийной «удаленки». Министр культуры и спорта Актоты Раимкулова… президент пообещал разбор полетов по токийской олимпиаде, а фоном могут стать конфликты на киношном рынке и драки потенциальных бенефециаров за объекты культуры. Министр экологии Магзум Мирзагалиев неоднократно получал выговоры за неэффективно используемые средства на экологический мониторинг.
Отдельно стоит министр энергетики Нурлан Ногаев. Претензий нет, но… он был эффективным акимом Западно-Казахстанской, а затем – Атырауской области. Когда начнется перетряска глав регионов, об этом вспомнят.