Бизнес-сообщества Кыргызстана указали на недочеты и риски проекта нового Налогового кодекса

Автор -

Бизнес-сообщества Кыргызстана сделали открытое обращение к президенту Садыру Жапарову по проекту новой редакции Налогового кодекса. Ниже приводим текст:

Бизнес-ассоциации Кыргызской Республики обращаются к Вам в связи с вынесенным на обсуждение проектом новой редакции Налогового кодекса КР (с учетом изменений, содержащихся в доработанной версии проекта, размещенного на сайте Министерства экономики и финансов КР 7 октября 2021 года).

Советом по экономическим реформам при Правительстве КР была одобрена концепция проекта Налогового кодекса, целью которого было создание благоприятных условий для деятельности налогоплательщиков, а также усиление либерализации экономики и определение основных направлений налоговой и таможенной политики на 2021-2025 годы.

В частности, данная концепция включала в себя следующее:
— устранение пробелов и противоречий налогового законодательства,
— совершенствование регулирования налога на добавленную стоимость,
— оптимизацию налоговой регистрации,
— декриминализацию налоговых правонарушений,
— регламентацию налоговых проверок, ограничение выездных плановых
проверок,
— внедрение альтернативных механизмов разрешения налоговых споров,
— отмену неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Бизнес-сообщество по итогам рассмотрения проекта нового Налогового кодекса КР вынуждено констатировать, что предлагаемый проект не только не достиг своей цели в части создания благоприятных условий для бизнеса, но в отдельных случаях предусматривает увеличение налоговой нагрузки и ужесточение ответственности налогоплательщиков, увеличение полномочий налоговых органов.

В частности, мы бы хотели выделить несколько основных критически важных проблем, заложенных в предлагаемом проекте Налогового кодекса.

Расширение полномочий налоговых органов за счет передачи функции дознания

Конституция КР в качестве основного принципа работы государственных органов предусматривает принцип разграничения функций и полномочий. Согласно статье 152 Уголовно-процессуального кодекса КР досудебное производство
осуществляется ограниченным перечнем органов, к числу которых не относятся налоговые органы.

В функциональные обязанности налоговых органов согласно нормам Налогового кодекса (как действующего, так и предлагаемого) является контроль за соблюдением налогового законодательства и оказание содействия налогоплательщику по исполнению налогового обязательства.
Принцип разграничения функций подразумевает, что полномочия по налоговому администрированию и ведение уголовного судопроизводства по налоговым преступлениям не могут принадлежать одному государственному органу.

Данное предложение противоречит положениям Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, в которой заложены принципы снижения уровня карательной практики и гуманизация законодательства, а также
декриминализация экономических правонарушений.

Мы также полагаем, что принятие данной нормы даст дополнительный стимул для развития коррупции в налоговых органах, где и так уровень коррупции один из самых высоких в стране.

Кроме того, Указом Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года УП № 3 «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» предусмотрено, что в срок до 30 сентября 2021 года Правительству КР рекомендовано обеспечить переход налоговых органов к сервисной модели обслуживания налогоплательщиков, упростить процедуры налогового администрирования путем цифровизации основных бизнес-процессов и исключить полностью контакт
сотрудников налоговых органов с налогоплательщиком.

Таким образом, передача функций правоохранительных органов налоговой службе не соответствует требованиям данного Указа Президента Кыргызской Республики.

Прямая зависимость финансирования налоговых органов от собираемости налогов

Бизнес-ассоциации обеспокоены, что в случае прямой зависимости финансирования налоговых органов от собираемости налогов возрастет количество фактов необоснованного доначисления налоговых обязательств добросовестным
налогоплательщикам.

Аналогичная ситуация наблюдалась в 2018-2019 годах, когда был открыт Единый депозитный счет, часть средств которого (25-30%) распределялась между правоохранительными органами.

В адрес ассоциаций поступало много обращений от представителей бизнеса о доначислении налогов по результатам обращений правоохранительных органов в налоговую службу, после чего было принято решение об отмене данного счета в связи с наличием фактов нарушения прав бизнеса.

Полагаем, что в условиях кризиса данная мера станет еще одним фактором, негативно влияющим на развитие предпринимательства, и даст новый повод для незаконных проверок и доначислений со стороны налоговых органов.

Не предусмотрены альтернативные механизмы досудебного разрешения налоговых споров

Ранее мы обращали внимание, что рассмотрение апелляций по налоговым спорам в вышестоящем налоговом органе зачастую носит формальный и субъективный характер, без участия налогоплательщиков.

В Концепции была заложена задача по разработке действенного механизма рассмотрения апелляций, однако в предлагаемом проекте Налогового кодекса осталась прежняя норма.

Требование к банкам о предоставлении информации о движениях по
банковским счетам налогоплательщиков без решения суда

Мы считаем, что данная норма противоречит банковскому законодательству в части банковской тайны, и подобная информация должна предоставляться только по решению суда. Учитывая расширение полномочий налоговых органов в части проведения проверок, запросы на предоставление информации без соответствующего
решения суда могут носить массовый характер.

Существенный размер пени. Значительное увеличение размеров налоговых санкций

В ходе обсуждений в межведомственной рабочей группе по разработке НК эксперты, включенные в рабочую группу, вносили предложения о снижении налоговых санкций за налоговые правонарушения.

В частности, предлагалось рассмотреть вопрос о снижении размера пени за несвоевременную уплату налогового обязательства с 0,09% до 0,05%. Существующая на данный момент ставка составляет практически 33% годовых, которая был установлена в 2008 году исходя из среднерыночной ставки по кредитам и не изменялась с того времени.

За это время ставки по кредитам существенно снизились, а ставка пени осталась прежней. По сути, взимание пени по такой ставке можно отнести к разряду «государственного ростовщичества».

По неофициальным данным, только в 2020 году было начислено пени на сумму порядка 850 млн. сомов. Это достаточно существенная сумма для экономики страны, тем более, что она никак не связана с экономическими показателями налогоплательщиков и представляет для них дополнительное финансовое бремя.

Кроме того, действующий порядок погашения налогового обязательства, предусмотренный в НК, не ограничивает начисление пени. Предлагаемые в проекте НК размеры налоговых санкций противоречат принципу соразмерности наказания за совершенное нарушение.

Ранее размер санкции зависел от размера совокупного годового дохода (СГД). В случае если сумма заниженного налога была менее 2% СГД, санкция не применялась; если сумма заниженного налога была от 2% до 5%, применялась санкция в 50% от суммы занижения налога; и свыше 5% — 100% суммы занижения.

В проекте НК размер санкции основан на соотношении суммы заниженного налога к сумме налога, которая должна быть отражена в отчетности, что существенно превышает действующие размеры.

Кроме того, санкция в размере 100% от суммы налога, которая не была отражена в налоговой отчетности, независимо от того был ли оплачен налог, является несоразмерной правонарушению.

Внедрение обратного НДС и НДС на электронные услуги

Вопрос введения НДС на услуги нерезидентов не обсуждался с представителями и экспертами бизнес-сообщества в ходе разработки проекта НК. По информации, полученной от специалистов Министерства экономики и финансов КР, данные изменения вносятся в целях гармонизации законодательства стран ЕАЭС.

Действительно, в странах — членах ЕАЭС применяется механизм начисления НДС на поставки услуг и работ, осуществленных иностранными компаниями. Теоретически данный НДС уплачивается местной компанией — налоговым агентом и должен относиться в зачет, т.е. фактического поступления средств в бюджет не ожидается.

Такой порядок предусматривается в проекте НК только для тех налогоплательщиков, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, т.е. для крупного бизнеса. У субъектов малого и среднего бизнеса не будет возможности взять данный НДС в зачет и, соответственно, это станет дополнительной нагрузкой.

Отметим, в новой редакции НК имеются риски начисления налогов для агентов и маркетплейсов на всю сумму стоимости товаров и услуг поставщиков, хотя фактически они не являются собственниками данных товаров и их налогооблагаемой выручкой является комиссия за организацию процесса электронной торговли.

Кроме того, данные субъекты обязаны будут предоставлять отчетность по обратному НДС, что прямо противоречит утверждению в АРВ к данному законопроекту, что субъект МСБ будет уплачивать один налог и предоставлять один отчет.

Механизм обратного НДС уже применялся в Кыргызстане до 2008 года и был отменен из-за сложностей его администрирования и отсутствия реальных бюджетных доходов.

Поспешное введение так называемого «налога на Google», отсутствие механизмов и инфраструктуры для дистанционного администрирования, а также нечеткое разделение понятий, какие поставки будут подлежать обложению налогом на Google, а какие — обратным НДС, приведет к росту необоснованного доначисления НДС и споров с налоговыми органами.

Альтернативный режим налогообложения субъектов малого бизнеса

В целом, бизнес-ассоциации поддерживают идею введения упрощенного налога для субъектов малого бизнеса.

Однако в ходе обсуждения ставок единого налога не были приведены экономические расчеты, в частности, почему для субъектов общественного питания ставка установлена в размере 8%, а для швейного производства — 1%. Подобная практика противоречит принципу справедливости налогообложения.

Для малых предпринимателей/компаний с оборотом до 8 млн. сомов с низкой маржинальностью введение подобного налога может привести к существенному увеличению налоговой нагрузки.

При средней маржинальности в 10% нагрузка может вырасти в 5-10 раз. При этом у таких предпринимателей не будет возможности оплачивать налог на прибыль (как они делают сейчас) без уплаты НДС, так как они обязаны будут пройти регистрацию в качестве плательщика НДС.

Вопросы по налогу с продаж для застройщиков жилья и повышение ставок при безналичных расчетах

Проектом НК КР предлагается ставку налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, установить в размере 0%, но только до 1 января 2023 года.

Мы считаем, что возврат к единым ставкам по наличным и безналичным операциям противоречит целям Национальной стратегии развития страны на 2018-2040 годы и может дать эффект роста теневой экономики.

Ставка налога с продаж для застройщиков жилья установлена в размере 4%. При этом проектом не предусмотрено определение, кто является застройщиком жилья — заказчик, подрядчик или оба.

Как правило, застройщик не занимается работой и услугами при строительстве жилья, а выполняет функции заказчика или инвестора, а работы и услуги при строительно-монтажных работах выполняет подрядчик. Наряду с отменой налогового контракта, данная норма приведет к тому, что стоимость жилья повысится как минимум на 10%, а с учетом невозможности зачета НДС на приобретенные стройматериалы стоимость может повыситься на 20% и более.

Мы полагаем, что прежде чем вводить подобные ставки, необходимо было провести детальные экономические расчеты и определить, как это повлияет на цены на жилье для населения, так как налог с продаж является косвенным налогом и должен быть добавлен к цене.

Дуальная ответственность арендодателя

Как указано в возражениях Президента КР к проекту Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере чрезвычайной ситуации в экономике», функции контроля за соблюдением налогоплательщиком порядка применения и использования ККМ возложены на органы налоговой службы.

Возложение на арендодателя обязанности требовать применения ККМ арендаторами противоречит принципам справедливости и индивидуальной ответственности за нарушения, установленным статьей 6 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях,
так как арендодатель не вправе контролировать исполнение требований закона арендатором и (или) тем более нести ответственность за его действия (бездействия).

Заключение

Ожидания бизнес-сообщества в части серьезного реформирования налоговой системы, реальных мер по упрощению налогового администрирования и оптимизации налогового контроля, введению реальных мер по защите интересов добросовестных налогоплательщиков не нашли отражения в предлагаемом проекте.

Учитывая, что вышеуказанные опасения являются лишь частью возможных рисков для бизнеса в новом проекте Налогового кодекса КР, призываем приостановить его продвижение и отправить на доработку в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами в соответствующие для такого серьезного документа сроки.

Международный деловой совет
Национальный альянс бизнес ассоциаций
Бизнес-ассоциация JIA
Ассоциация малых ГЭС
Ассоциация электронной коммерции
Ассоциация таможенных брокеров КР
Ассоциация "Евразийский Бизнес Клуб"
Ассоциация "Возобновляемые источники энергии КР"
Ассоциация HoReCa Club
Ассоциации банкетных ресторанов и ивенторов
Ассоциация экономических операторов
Ассоциация туризма Шелкового пути Кыргызстана
Ассоциация производителей, экспортёров и импортёров алкогольной продукции
Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов)
Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана
Ассоциация предприятий общественного питания
Кыргызско-Российский деловой совет
Молочное объединение Кыргызстана
Союз банков Кыргызстана
Союз ювелиров и предпринимателей КР
Союз строителей Кыргызстана
Союз предпринимателей Жайылского района и города Кара-Балта
Союз предпринимателей МСБ г. Токмок

Поделитесь новостью