12 целей устойчивого туризма

Автор -
951

Устойчивый туризм – это туризм, который не оказывает негативного влияния на природу и местных жителей. Для развития устойчивого туризма Всемирная Туристическая Организация и ЮНЕП в 2005 году описали 12 целей, которые можно использовать в качестве ориентира.

Вот эти цели:

  1. Экономическая жизнеспособность

Туристические маршруты и предприятия должны быть жизнеспособны и конкурентоспособны. Организовывать их следует так, чтобы они могли функционировать и приносить пользу в долгосрочной перспективе. Другими словами, устойчивый туризм должен приносить выгоду не только ежеминутную, но и долгосрочную для тех, кто им занимается.

  1. Местное благополучие

Туризм должен способствовать экономическому благополучию принимающих регионов. Значительная доля расходов туристов должна оставаться в принимающем регионе. Неустойчивый туризм использует местные ресурсы и при этом никак не содействует местному благополучию. Это разрушительный туризм – из-за него страдают экосистемы и местные жители. В устойчивом туризме турист, например, не только платит турфирме, но и оплачивает услуги местного населения.

  1. Качество рабочих мест

Следует увеличивать количество местных рабочих мест и повышать их качество. Под качеством рабочих мест имеются в виду условия труда и его доступность для всех без дискриминации по полу, расе, ограниченным возможностям или другим признакам.

  1. Социальная справедливость

Следует стремиться к более справедливому распределению экономических и социальных выгод от туризма в принимающем сообществе. Бедные слои населения должны иметь доступ к экономическим возможностям и достойному доходу. Доходы от туризма должны быть справедливо распределены среди местного населения.

  1. Удовлетворение посетителей

Туристы должны иметь возможность получить в своих путешествиях безопасный и удовлетворительный жизненный опыт без какой-либо дискриминации по полу, расе, ограниченным возможностям или иным признакам.

  1. Местный контроль

Местные сообщества должны быть вовлечены в планирование и управление туризмом. Местное население, местная власть и представители общественности должны активно участвовать как в распределении выгод от туризма, так и в создании условий для туризма. Это позволит снизить негативные воздействия туризма и повысить его чувствительность. Негативное воздействие туризма на окружающую среду особенно ощущается на местном уровне. Местный контроль позволяет выявить это негативное воздействие и что-то предпринять, чтобы избежать негативных для природы последствий туризма.

  1. Процветание местных сообществ

Туризм должен организовываться так, чтобы в местных сообществах улучшалось качество жизни. Устойчивый туризм способствует развитию социальных структур, даёт местным жителям более обширный доступ к ресурсам и не допускает социальной деградации или эксплуатации.

  1. Культурное богатство

Устойчивый туризм стремится сохранить и развивать историческое наследие, культуру и традиции принимающих сообществ. Это позволит туристам знакомиться с местными культурными особенностями и поможет избежать исчезновения местных культур.

  1. Физическая целостность

Следует поддерживать и повышать качество городских и сельских ландшафтов и не допускать физического и визуального ухудшения окружающей среды. Устойчивый туризм сохраняет целостность туристических объектов, культуру и природу, чтобы будущие поколения тоже могли заниматься качественным туризмом.

  1. Биологическое разнообразие

Необходимо поддерживать консервацию природных зон, ареалов обитания и дикой природы и минимизировать наносимый природе ущерб.

Туризм – даже если он напрямую не связан с природой и даже если он устойчивый – в той или иной степени оказывает воздействие на окружающую среду. Когда планируются какие-то туристические маршруты или разрабатываются новые туристические продукты, важно учитывать сохранение биологического разнообразия.

Туризм не должен наносить вред природному разнообразию, живым существам или экосистемам. Доказано, что, например, в Альпах туристы со всех концов мира на своих вещах привозят семена, которые попадают в землю и прорастают. Это меняет местную экосистему. Такие явления необходимо минимизировать как силами самих туристов и туристических компаний, так и силами местного населения.

  1. Эффективное использование ресурсов

Туризм должен использовать как можно меньше ограниченных и невозобновляемых ресурсов. Следует поддерживать такие туристические компании, которые в своей деятельности используют возобновляемые источники энергии: например, энергию ветра и солнца. Это важно не только в туризме, но и в современном развитии в целом.

  1. Экологическая чистота

Туристические предприятия и туристы должны производить как можно меньше отходов, которые загрязняют воздух, воду и землю. Идеал, к которому должен стремиться устойчивый туризм, – это оставлять территории, которые посещают туристы, в их нетронутом состоянии.

Данный материал был подготовлен в рамках кыргызско-германско-швейцарской программы «Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР» имплементируемая GIZ.

Поделиться