4 июля Европейский Союз призвал Узбекистан «к открытому и независимому расследованию насильственных событий в Каракалпакстане».
В заявлении официального Брюсселя приветствуется быстрая реакция президента Шавката Мирзияева на обеспокоенность общественности по поводу предложенных конституционных поправок. ЕС призывает стороны проявлять сдержанность в своих действиях во избежание любой эскалации или дальнейшего насилия, пишет Озодлик.
Массовые протесты, произошедшие 1-2 июля в столице Каракалпакстана Нукусе и приведшие к человеческим жертвам среди мирного населения, по мнению аналитиков, стали первым серьезным испытанием для президента Шавката Мирзияева и его «Нового Узбекистана».
Все, кто наблюдал за этими событиями, начиная от обычных людей и заканчивая политологами, расценивают их как «спотыкание на ровном месте» и «создание кризиса ниоткуда».
В нынешней ситуации, когда в Каракалпакстане введен режим ЧП, а жители региона и его территория находятся под жестким контролем, общественные активисты задаются в соцсетях вопросом о том, «от кого исходила инициатива об изменении статуса Каракалпакстана и кто ответственен за ее последствия?»
Во время своего выступления в Жокаргы Кенесе Каракалпакстана президент Шавкат Мирзиёев возложил на местных депутатов ответственность за произошедшие протесты.
«Вы сами стояли во главе этого, вы сами выступили с инициативой, вы сами подписали, сами выступили и сами одобрили», – сказал президент, обращаясь к депутатам парламента и общественным активистам Каракалпакстана.
Между тем Акмаль Саидов, являющийся главой комиссии, ответственной за внесения изменений в Конституцию страны, и главным юристом правительства Узбекистана, с начала протестов не сделал ни одного заявления.
Поэтому, кем были предложены статьи относительно статуса Каракалпакстана в законопроекте о внесении изменений в основной закон, который был вынесен на общественное обсуждение 26 июня, остается неизвестным.
Источник «Озодлика», близкий к Конституционной комиссии Узбекистана, утверждает, что председатель комиссии Акмаль Саидов «старательно проявил самоотверженность» в плане изменений статей, касающихся суверенного статуса Каракалпакстана и президентского срока. Этот же источник особо подчеркивает, что Саидов проявил такую самоотверженность «по непосредственному поручению главы Администрации президента Зайнилобиддина Низомиддинова».
Другой источник «Озодлика» в правительстве Узбекистана говорит, что первые опасения относительно статей в новом варианте Конституции, касающиеся статуса Каракалпакстана, прозвучали еще в начале года. Этот чиновник утверждает, что «глава Администрации президента Зайнилобиддин Низомиддинов, руководивший процессом внесения изменений в Конституцию Узбекистана, не прислушался к этим опасениям».
По его словам, эти опасения были высказаны и во время обсуждений в Совете безопасности при президенте Узбекистана.
– Они заверили президента в том, что это станет «историческим событием» и что «народ Каракалпакстана поддерживает эти изменения», – говорит источник в узбекском правительстве, говоривший с журналистом «Озодлика» на условиях анонимности.
В распоряжении редакции «Озодлика» не имеется документов, подтверждающих эти утверждения. Однако аналитики, с которыми пообщался наш журналист, считают, что в Узбекистане при внесении изменений в Конституцию решающую роль играет не парламент, как это бывает в демократических странах, а Администрация президента.
Редакция «Озодлика» открыта для комментариев официальных лиц по этим вопросам.
Директор базирующегося в Лондоне аналитического центра Central Asia Due Diligence Алишер Ильхамов говорит, что предложение изменить статус Каракалпакстана не было основным, а было одним из нескольких предложений, придуманных исключительно для продления президентского срока. По его мнению, несмотря на то, от кого исходило это предложение, в конечном итоге, ответственность за последствия лежит на президенте.
– Все прекрасно понимают, что, на самом деле, проект под названием «конституционная реформа» начался только в целях продления президентского срока Шавката Мирзияева. Однако в ходе процесса они начали добавлять побольше изменений для его легитимизации и для маскировки основной задачи. Предложение изменить статус Каракалпакстана было одним из таких изменений. Мы не знаем, от кого исходила эта инициатива. Если смотреть с формальной стороны, за эту инициативу и внесение ее в список изменений ответственна Конституционная комиссия. Однако я уверен, что перед тем, как вынести эту инициативу на общественное обсуждение, ее озвучили Мирзиёеву и получили его одобрение. Поэтому я считаю, что за эту инициативу и ее последствия, в первую очередь, ответственен президент Мирзиёев. На следующий день после событий 1 июля Мирзиёев снял с повестки дня эти изменения. Хотя это не входит в его полномочия. Если эта инициатива была внесена парламентом, то и отменить ее должен был парламент. Однако своим решением Мирзияев признал, что именно он непосредственно ответственен за инициативу об изменении статуса Каракалпакстана, – говорит «Озодлику» Алишер Ильхамов.
Независимый журналист и кинодокументалист Шахида Туляганова уверена в том, что «в Узбекистане все решения принимаются президентом и его администрацией».
– Если Мирзиёев не причастен к этой инициативе и ее последствиям, то пусть он распустит парламент, который не ведает об истинном положении дел и настроении в стране, а занимается лишь одобрением спущенных «сверху» инициатив. Президент должен немедленно создать независимую комиссию и разобраться с этим вопросом. Но, к сожалению, в Узбекистане, где все решения принимаются президентом и его администрацией, невозможно установить, действительно ли это решение было принято главой государства и его администрацией, – говорит Шахида Туляганова.
Наблюдатель из Европы, в настоящее время находящихся в Ташкенте, но пожелавший остаться неизвестным из-за отсутствия у него полномочий говорить с прессой, говорит, что вся ответственность за трагические события в Каракалпакстане лежит на власти Узбекистана.
– Ответственность за кровавые события в Каракалпакстане, лежит на чиновниках, которые приняли решение убрать из Конституции автономный статус. Почему было принято такое решение – неизвестно. Совершившие это лица либо абсолютно не ведают о недовольстве и претензиях каракалпаков, накопившихся против официального Ташкента, либо они специально хотели натравить каракалпаков против узбеков. Очень сложно знать, какое из этих предположений правильное. Потому что в Узбекистане нет независимых институтов по изучению общественного мнения или независимых центров социологических исследований. Поэтому нельзя исключать такой вероятности, что управляющие государством лица абсолютно не ведают о настроении в обществе.
Помимо всего, практически не проводились консультации с каракалпакской общественностью по конституционным изменениям. Отсутствие процесса консультаций в Узбекистане – обычное дело, но на этот раз мы увидели, что игнорирование общественного мнения может иметь поистине драматические последствия, – сказал наблюдатель из Европы.