Экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева выпустили из колонии. Он заявил, что выедет из страны на лечение. По своим уголовным делам, Атамбаев заявил, что они «шиты белыми нитками».
Судебная коллегия Верховного суда 14 февраля на закрытом заседании приняла решение направить на пересмотр дела в отношении Алмазбека Атамбаева.
В постановлении сообщается, что ходатайство адвокатов Замира Жоошева и Сергея Слесарева о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам было удовлетворено.
Отмечается, что постановления Верховного суда от 12 октября 2021 года и 15 марта 2022 года в отношении Атамбаева отменены.
В 2020 году Верховный суд отменил приговоры предыдущих инстанций по этому делу, согласно которым Атамбаев был осужден на 11 лет. Дело было направлено на новое рассмотрение в Первомайский районный суд города Бишкека. Однако 12 октября Верховный суд отменил свое решение после ходатайства Генпрокуратуры. Атамбаев вновь считался осужденным, дело по освобождению кримавторитета Батукаева рассматривалось в Верховном суде. 15 марта 2022 года Верховный суд вынес свое решение, оставив в силе приговор о лишении свободы на 11 лет. Среди более чем 10 фигурантов, проходивших по этому процессу, Алмазбек Атамбаев оказался единственным, кто получил тюремный срок.
Уже, приехав в свой дом в селе Кой-Таш, Атамбаев ответил на вопросы журналистов.
Алмазбек Атамбаев ответил на вопрос, каково ощущение вернуться домой снова после событий.
Как он сказал на пресс-конференции в своем доме в селе Кой-Таш, честно говоря, немножко и не верится, это большое счастье, когда есть дом, когда есть близкие.
«Это особенно ощущаешь в тюрьме, потому что есть люди, от которых семья или дети или жена или родители отвернулись, есть такие. Это трагедия», — сказал он.
Атамбаев рассказал, что видел заключенного которого жена бросила и у него «что-то замкнуло в голове».
«Это большое счастье, когда есть у тебя дом, большое счастье, когда у тебя есть такой народ, который болеет за тебя. Я очень благодарен своим сторонникам, я очень благодарен журналистам, скажу откровенно, потому что, даже те журналисты, на которых не подумав, подавал в суд за эти Дачи-Су, это на самом деле была неправда. Но я еще раз повторяю, я не подумал о том, что президенту нельзя судиться никогда с прессой, нельзя судиться с журналистами. Надо только помогать. Наша сила нашего народа — это именно сила в свободной прессе или в свободном обществе. И это надо сохранить», — сказал он.
Также Атамбаев, отвечая на вопрос журналистов, были ли переговоры с властями, с президентом, отметил, что когда вышел из тюрьмы, то сказал, что глава Социнтерна, премьер-министр Испании Педро Санчес помог.
«Как уже ранее я говорил, моему освобождению поспособствовали премьер-министр Испании Педро Санчос, председатель «Социнтерна» («Социалистический интернационал»). Но, если бы не было президента (Садыра Жапарова) и Камчыбека Ташиева… С их стороны это было правильное решение. Я же вышел. Откровенно говоря, я не верил, что выйду. Родным тоже сказал, чтобы не приходили, потому что в 2020 году так было. Верховный суд тогда отменил приговор, меня не выпустили. Я думал, и на этот раз так будет. По крайней мере, меня в одиночку не посадили, хотя бы шоу за стеклом не делали», — сказал он.
Экс-президент прокомментировал также вопрос, где его средства, о которых он раньше говорил.
«Я не говорил, что миллиардер. Я говорил «мульти», потому что у меня был не один миллион долларов. Вы знаете, на счету у Раи до сих пор есть деньги, они арестованы. И поверьте мне, что этот дом или вот земля моя, которую я купил в 90-годах, они стоят хороших денег. Больше того, даже мечеть, которую я построил в городе, стоит на моей территории. Некоторые возмущались: «Почему ты отдал 2 га под мечеть?». Предлагали мне там бабки сделать», — рассказал он.
Атамбаев отметил, что он очень богатый человек, потому что его фамилия теперь — это капитал.
Он также поблагодарил избирателей своих сыновей Сеида Атамбаева и Кадырбека Атамбаева.
«Я считаю, что я очень богатый человек, потому что столько у меня сторонников в стране», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев прокомментировал дело об июньских событиях 2010 года.
По его словам, на скамье подсудимых должны сидеть другие люди.
В частности, считает Алмазбек Атамбаев, тот, кто отпустил лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова. «Если конкретно брать дело, то первая зацепка есть — кто выпустил Кадыржана Батырова. В деле есть показания некоторых политиков о том, кто выпускал, кто приказ давал», — сказал он.
Атамбаев также прокомментировал показания экс-депутата парламента Жылдызкан Джолдошевой о том, что та в 2010-м предупреждала членов временного правительства о предстоящей трагедии.
«Во-первых, у нас было распределение обязанностей во временном правительстве, я отвечал за север. Спросите у членов ВП. Началось на севере — в Маевке, Караколе, пытались в Бишкеке (учинить беспорядки). Когда началось в Маевке, я сидел с Нурсултаном Назарбаевым и разговаривал, мне позвонила Роза Отунбаева, умоляла прилететь. Я прилетел, и мы без милиции остановили беспорядки. И, поверьте мне, трудно найти черную кошку в темной комнате. Я не боюсь этих дел против меня», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев прокомментировал вопрос о независимости судей во время своего правления.
По словам Атамбаева, он задумывался над этим вопросом. Сидя в тюрьме, бывший глава государства слышал, что некоторые чиновники пользовались его именем.
«Я слышал, что от моего имени давали команды. Я лично не давал таких указаний: суди того, сажай этого. Честно говоря, у меня мобильного телефона не было. Я другой человек, в такие дела не лез. Конечно, есть те, кто пользовался моим именем», — сказал он.
Алмазбек Атамбаев также добавил, что не хочет возвращаться в политику.
«Если бы хотел, в 2020 году еще сел бы на должность, когда ГКНБ захватывал народ. Но у меня таких мыслей нет. Но иногда ты от безысходности идешь в политику. Поэтому молю бога, чтобы никто меня в политику не тащил. Я мирный человек, но, когда задевают мою семью, даю сдачи», — отметил он.
Экс-резидент также вновь заметил, что не собирается никому мстить, даже Сооронбаю Жээнбекову.
«Ничего не боюсь, кроме бога. Думал, все будет хорошо. Никогда бы не променял место в камере на место того же моего бывшего друга Соке (Сооронбая Жээнбекова) в резиденции. Наверное, он обидится, но, когда говорят заключенному, что он как Соке, тот обижается. У людей разные ценности», — подчеркнул он.
Алмазбек Атамбаев напомнил, что за месяц до событий, произошедших в августе 2019-го, ему предлагали остаться в другой стране.
«Когда меня спрашивают: «Почему вы не уехали, а остались?», отвечаю: мне важно было сохранить честь своей семьи, свою честь. Я знал, что, возможно, меня убьют, но хотел, чтобы мои близкие ходили спокойно. Пока такие, как Эркебек Аширходжаев, сидят у власти, они всегда придумают попытку госпереворота. Дело занесут президенту, убедят, уговорят. Надо от таких кадров избавляться, нужна реформа правоохранительных органов», — заключил экс-глава государства.
Касаясь «Кемпирабаского дела», Атамбаев отметил, что не нужно было сажать (активистов и политиков — ред).
«Я понимаю, что двигало, наверное, в первую очередь, стремление, и правильное стремление, решить вопрос с границами с Узбекистаном. На самом деле это очень большой и важный шаг с учетом состояния отношений с Таджикистаном. Радует на самом деле. Но тут надо было как-то обойтись по-другому», — сказал Атамбаев, комментируя соглашения с Узбекистаном.
По его словам, нужно было обойтись без посадок и надо было привести более убедительные доводы. «Потому что, когда сажают людей, все думают, что нет доводов и надо посадить. Это историческое решение. И хорошо, что у нас сосед не президент Каримов, а Мирзиёев. Знаю отношение Мирзиеева к Кыргызстану и народу Кыргызстана. Этим надо дорожить», — отметил Атамбаев.