Эльвира Сурабалдиева заявила, что спикер парламента просил её извиниться перед Камчыбеком Ташиевым

Автор -
1236

    Спикер парламента Нурланбек Шакиев просил депутата Эльвиру Сурабалдиеву извиниться перед главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым из-за их спора в парламенте. Об этом заявила сама Сурабалдиева в большом интервью журналистке Майраш Базлакуновой, сообщает «Клооп».

    Спор между депутаткой и главой ГКНБ возник в парламенте в ноябре 2022 года. Сурабалдиева тогда заявила, что Ташиев — второй негласный президент Кыргызстана, который всех сажает и запугивает.

    Журналистка поинтересовалась у Сурабалдиевой, не поменялось ли у Ташиева отношение к ней, после такого заявления.

    «Меня позвал к себе спикер парламента и сказал, чтобы я попросила прощения у главы ГКНБ, выйдя на трибуну. […] Я же в парламент пришла не за тем, чтобы просить прощения у исполнительной власти? Когда меня избирали простые люди, меня спрашивали о том, насколько я гордая, сильная, смогу ли выстоять за справедливость», — ответила депутатка.

    Она напомнила, что высказала Ташиеву за то, что сотрудники ГКНБ по его поручению часто приходят с проверкой к её родным, у которых есть бизнес, и запугивают.

    «О том, что у меня есть бизнес знают все, он у меня уже седьмой год. Такое [проверки и запугивания] происходит во время каждого президента», — заявила Сурабалдиева.

    Депутат заявила, что приняла твёрдое решение — не извиняться. Она считает, что извиняться ей не за что, да и в целом «народ поймёт, кто за этим стоит».

    «Тогда будет ясно, что меня запугали, чтобы я извинилась», — сказала она.

    YouTube видео

    О давлении и угрозах, которым подвергаются депутаты Жогорку Кенеша, проголосовавшие против договора по границе между Кыргызстаном и Узбекистаном, Эльвира Сурабалдиева заявила на заседании парламента 24 ноября. При этом она обратилась к спикеру палаты Нурланбеку Шакиеву, раскритиковав его за то, что он не может защитить народных представителей:

    − Всем депутатам, которые, проголосовали против передачи Кемпирабада, поступают угрозы. Если вы будете сидеть молча, то мы – 19 депутатов — начнем высказывать свое недовольство: зачем мы вас избирали, если вы не способны нас защитить? Кстати, вчера у меня был день рождения. Уважаемый Камчыбек Кыдыршаевич (Ташиев – прим. ред.), большое вам спасибо! Ваш подарок на мой день рождения я никогда не забуду. И сотрудников ГКНБ, которые угрожали, что возбудят уголовное дело в отношении одного из моих родственников, тоже не забуду. Но 5 октября 2020 года я не думала, что когда приду в парламент через два года, меня так будут запугивать сотрудники ГКНБ. Вчера я переговорила со всеми депутатами [которые проголосовали против документов по границе]. Как оказалось, их близких родственников уволили с должностей в госорганах. У меня среди близких родственников госслужащих нет, увольняют дальних родственников… Если вы, ГКНБ, даже до такого дошли: угрожаете, что отберете капиталы и бизнес. Такого даже при Бакиевых не было! Когда Бакиевы убили моего отца (Жыргалбек Сурабалдиев – прим. ред.) в 2005 году, была такая же шумиха.

    Летом [этого года] с угрозами и запугиваниями вы все проверили. Тогда я дошла до кабинета Акылбека Усенбековича [Жапарова] и президента… Тогда заявили, что оказывается, Сурабалдиева подстрекает жителей Чуйской области и готовит митинг. Говорили, что есть аудиозапись. И когда я сказала, чтобы мне дали эту аудиозапись, пошла в кабинет Акылбека Усенбековича, а мне подарили наручные часы, грамоту, и так успокоив, отправили меня. Это все закончилось в конце сентября. Но не прошло и двух месяцев, как теперь сотрудники ГКНБ приходят к моим родственникам-бизнесменам и запугивают: мол, оставим эту девушку без денег, без ничего. Если я голосовала против [вопроса] Кемпир-Абада, вы что — даже видимость демократии не будете создавать? Я понимаю, здесь все боятся. Но не до такой же степени! Мы вас для чего избрали спикером? Может, вы тогда соберетесь вместе и просто перестреляете нас по одному?

    На слова Эльвиры Сурабалдиевой о давлении и угрозах председатель Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев ответил, что принадлежащий родственникам депутата рынок «Кудайберген» в Бишкеке не уплатил государству крупную сумму в виде налогов, а ее обвинения опроверг:

    − На рынке «Кудайберген» имеется более 3 тысяч контейнеров. И с этих контейнеров они собирают по 2-3 тысячи сомов, указывая это в отчете. Но на деле они собирают как минимум по 7-15 тысяч сомов. И когда посчитали все налоги – это делает не ГКНБ, мы не даем таких поручений, это делает наша налоговая инспекция. Они посчитали, и выяснилось, что на сегодня рынок «Кудайберген» не платит государству около 70 млн сомов налогов. По этому поводу был составлен акт, и они обязаны это оплатить. Это деньги государства и народа. Надо прекращать распространять здесь неверную информацию только потому, что вы депутат и что у вас есть здесь трибуна.

    Мы не предпринимаем никаких противозаконных действий в отношении кого-либо. И права у нас такого нет. И, кстати, есть дела и против других депутатов — скажу сразу, чтобы вы завтра не делали заявлений. В отношении некоторых начаты [расследования] по очень тяжким статьям, выносятся заключения экспертиз. Если завтра Генеральная прокуратура возбудит дело, не говорите потом. Среди сидящих здесь есть те, кто подозревается в особо тяжких преступлениях. И соответствующие люди нам уже дали показания по этому поводу.

    Присутствовавший на этом заседании Жогорку Кенеша руководитель Госналоговой службы (ГНС) КР Алтынбек Абдувапов подтвердил, что этим летом, в течение двух с половиной месяцев, на рынке «Кудайберген» проводилась проверка, и там же он представил информацию о собранных налогах:

    − Частный предприниматель Мусаходжаев в среднем выплачивал в бюджет за каждый контейнер по 5,5 тысячи сомов в виде налога. Но на деле за каждую торговую точку собирали в среднем по 8,5 тысячи сомов. И в связи с этим было доначислено 40 млн сомов в качестве основного долга и 30 млн сомов в виде пени. Никакой политики тут нет, и задания никакого не было.

    Но на этом спор Эльвиры Сурабалдиевой с главой спецслужбы не прекратился:

    — Здесь сидит младший брат Камчыбека Кыдыршаевича. Как мне понять его слова: «Эльвира, ты же голосовала против Кемпирабада, пеняй на себя»? Вот, вчера, в мой день рождения, рядом сидит его друг – пригласили меня в кабинет, подарили цветы, торт и поздравили с днем рождения. А на мой вопрос ответил именно так. Когда я спросила, что это значит, он говорит: «Ну вы же голосовали против»… Уважаемый торага, сколько у нас президентов в стране? Один президент, верно? А у меня такое ощущение, что у нас два президента. Причем второй – негласный президент – ведет себя, как хочет, и кого хочет, запугивает. Если ваших сил хватает только на женщин, Камчыбек Кыдыршаевич, у вас тоже есть жена и дочери. Не врите, говоря, что «я тут не при делах, я тут ни при чем». Зачем тогда ГНС приходила два месяца назад? Что вы мелочитесь? Из кабинета вы выгнали [другого депутата]… Сидящие здесь депутаты уже и сказать ничего не могут… Это мелочность! Я настолько в вас разочарована, я была [о вас] совсем другого мнения.

    После этого спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев призвал депутатов не обсуждать в парламенте личные вопросы. А Камчыбек Ташиев отреагировал на заявления Эльвиры Сурабалдиевой следующим образом:

    − Уважаемая Эльвира Жыргалбековна, еще раз скажу: я вас не видел, не общался с вами, не слышал и даже не знал. Никакой связи с вами у меня нет. Это первое. Обижайтесь на тех, с кем у вас связи. Если вы не знаете, сколько президентов в стране, вам разве не стыдно за это? Кроме того, я не делаю чего-то из-за мелочности. А депортация человека (Болота Темирова – прим. ред.), которого вы называете «нашим гражданином»… Хватит приплетать мое имя к каким-то неправдоподобным вещам! Причем тут я? Еще раз говорю: это не я, не наше ведомство. Суд принял решение — и выдворили.