Из нашего бездорожья можно сделать визитную карточку страны. Таким мнением сегодня в разговоре с K-News поделился президент народного клуба внедорожного движения «Штурмовик» Дмитрий Мамутов. По его мнению, развитие в Кыргызстане офф-роуд гонок позволит республике заявить о себе в новом формате на международной арене.
Считается, что в Кыргызстан офф-роуд попал из соседних Казахстана и России. Россияне соревнуются около пятнадцати лет, казахстанцы – приблизительно лет десять, в Кыргызстане движению не больше пяти лет. Гонки представляют собой заезд джипов по специально подготовленным трассам. Гоночные машины делятся на четыре категории: TR 1 – это джип в базовой комплектации завода с четырьмя ведущими колесами, , TR-2 – машина с измененной подвеской, колесами и двигателем, TR-3 помимо перечисленных изменений, меняется кузов, навешиваются лебедки, ставятся дополнительные рамы безопасности, и PROTO– машина, построенная самостоятельно на базе заводской модели.
«Для переделок мы, как правило, используем джипы Ниссан Патрол и Тойоты. Крепкие и надежные машины с возможностью больших переделок. В целях безопасности усиливаем каркас, ставим колеса больше, поднимаем подвеску. Средняя переделка может стоить 12 тысяч долларов», — говорит Дмитрий Мамутов
Наибольшей популярностью в Кыргызстане пользуются гонки на скорость. По словам президента народного клуба внедорожного движения «Штурмовик», они планируют развить новый тип соревнований.
«Сейчас в Кыргызстане проходят соревнования на скорость, когда главная задача водителя быстрее проехать трассу. Мы развиваем такое направление, как проходимость – это и более тяжелые трассы, и более жестко подготовленные машины. Задача водителя не только быстро преодолеть трасу, но и суметь вытащить машину из «засадных мест» — ям, оврагов, болот, грязевой жижи и прочего», — говорит Дмитрий Мамутов.
В планах движения, провести первые кольцевые гонки в Кыргызстане. Суть соревнования в том, что водитель должен будет в течение часа проехать максимальное количество кругов по трассе. Финиш открывается лишь с 50 по 60 минуту гонки. Если водитель застрял в яме на середине трассы – это его проблемы.
Не менее интересны и навигационные гонки. Они, к слову, в Кыргызстане уже проводились. На карту наносятся обязательные для прохождения точки, координаты и задания в конвертах передаются гонщикам, те, в свою очередь, при помощи GPS-навигаторов следуют по заданиям.
«У нас очень хорошие условия. Допустим в России больше грязи и болот, в Казахстане песчаника и болот. У нас и горы, и болота, и песок, и степи, и лес местами. Трасса очень разнообразная», — говорит Дмитрий Мамутов.
Но, несмотря на отличные трассы, на гонки в Кыргызстан ни россияне, ни казахстанцы не спешат. Причины, как печально это не звучало бы – обыденные. Также как и кыргызстанский туризм, офф-роуд в республике нуждается в серьезном развитии. Гонки держатся исключительно на энтузиазме самих гонщиков. Ко всему прочему, свое послевкусие гостям оставляют и отечественные гаишники.
«Чаще всего на наших гаишников жалуются казахстанцы. Для них реальные препятствия начинаются не на гоночной трассе, а на границе. Люди проезжают всего 30-40 километров по нашей территории и от общения с гаишниками устают еще до старта. Конечно, при таком отношении им легче соревноваться дома. А мы, как сидели в болоте, так и будем сидеть, без серьезного развития», — рассказывает Дмитрий Мамутов.
В планах «штурмовиков» проведение первых в Кыргызстане троффи-гонок — когда заезд длиться несколько дней, а трасса исчисляется десятками километров и контрольных точек. Такие масштабные гонки могли бы привлечь внимание не только иностранных спортсменов, но и туристов в целом, считают гонщики.
«Представьте себе, что человек сможет проехать по самым красивым местам Кыргызстана, объехать Иссык-Куль, или увидеть трассу Бишкек — Ош. Во всем мире из троффи-гонок делают шоу, мы же, как обычно, отстаем, хотя организовать такое мероприятие, привлечь СМИ и внимание международной общественности не так сложно»,- заключил Дмитрий Мамутов.