Недавно меня пригласили выступить с речью на форуме «Азбука становления Кыргызстана». Зная, что не все имели возможность посетить это мероприятие, я бы хотел поделиться с читателями K—News текстом своего выступления.
Мои молодые коллеги рассказывали, что в Китае 1-го сентября всем школьникам говорят: «Мы — Китай, у нас Великая стена, у нас самое большое население, мы первые по производству стали и так далее». А в Японии школьников учат: «Мы – маленькое государство без ресурсов, поэтому нам надо сплачиваться и быть эффективнее».
Я предлагаю кыргызстанцам реалистично и трезво признаться, что мы — действительно малоресурсная страна с трудным прошлым (если ресурсы и есть, их еще надо уметь добывать и продавать), но у нас есть потенциал в интеллекте и свободе.
В своей речи я откажусь от присущего тоталитарным государствам слова «идеология» и заменю его понятием «идея». Именно с нее начинается независимость, которая выражается в видении страны каждым гражданином. Миссия государства – служить этому видению.
Мое видение будущего таково: Кыргызстан — страна с самым высоким качеством жизни в радиусе 2 тысяч метров (примерно такое расстояние разделяет нас с крупнейшими региональными центрами – Алматы, Ташкентом, Кашгаром). Представьте, что у нас наиболее безопасно и выгодно рожать, учиться, лечиться, совершать торговые сделки, оспаривать коммерческое право в Международном Третейском суде, встречаться на культурных и деловых форумах и, наконец, стареть. От нас не уезжают, а, наоборот, к нам приезжают. Для этого наша страна должна стать притягательным либеральным «оазисом» в Центральной Азии.
Хороший зачин в Кыргызстане уже есть. Я каждый день вижу приезжающих даже с южного Казахстана в «Клинику Асымбековой», «Микрохирургию глаза Исманкулова», «Лабораторию Бонецкого» и «Медицинский центр Назаралиева». Студенты из Пакистана, Индии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и других стран учатся в наших университетах – КТУ «Манас», КРСУ, АУЦА и «Ататюрк Ала-Тоо». А наш крупнейший рынок «Дордой» стал бизнес-кейсом в журнале «Forbes».
Индикаторы притягательного «оазиса» Центральной Азии
Самая главная предпосылка развития Кыргызстана — приток, а не отток капитала. В прошлом году было столько шума с национализацией, что многие бизнесмены позаботились о хранении заработанных средств за рубежом, чего не приходилось делать даже в тяжелейшие периоды при предыдущих режимах.
В качестве индикатора либеральности предлагаю взять наивысший индекс политической свободы Freedom House и самый высокий индекс экономической свободы Heritage Foundation (Index of Economic Freedom).
Уровень политической свободы измеряется отсутствием преследуемых журналистов, что подразумевает свободу слова и политический плюрализм. В плане экономической свободы Кыргызстан должен ориентироваться на превращение в региональный «пылесос» кадров, инвестиций и технологий. Сегодня такими мировыми «пылесосами» являются США и Китай. Грузия уже устремилась вслед за удивившими мир Сингапуром и Эстонией. Почему не может и Кыргызстан?
Среди индикаторов для «оазиса» я бы назвал следующее:
- Наибольшее количество мегабайтов Интернет-трафика на душу населения как показатель развитости информационных технологий и свободы слова;
- Наибольшее количество путешественников на душу населения как показатель гостеприимства, воплощенного в сохранении традиций, уникальности культуры, защите свободы человека и неприкосновенности его собственности;
- Наибольшее количество товаров и услуг на душу населения;
- Наибольшую концентрацию капитала на душу населения как показатель доверия к нашей финансовой и банковской системе;
- Наибольшее количество транспортных маршрутов из Кыргызстана в кратчайшие сроки как показатель мобильности и открытости транспортной инфраструктуры, включая транзит.
Новая миссия государства – верховенство закона
В моем видении новая миссия такова: государство – это «невидимый полицейский», обеспечивающий неотвратимость наказания в случае нарушения установленных правил.
Наказание за нарушение установленных законов должно быть неизбежным для всех. Сейчас же люди, чтобы уйти от наказания, изменяют законы под свои интересы. Сами законы должны быть конкурентоспособными. Мир переходит в ту фазу, когда страны конкурируют не экономикой, а самыми благоприятными законами. Китай именно это и сделал в экономической сфере.
Декоммерциализация государства как залог экономической свободы страны
Сегодня государство всю свободу человека «расфасовало» в различные товары, назвав их справками, прописками, сертификатами, лицензиями, визами, и потихоньку спекулирует ими. Наше же неотъемлемое право свободы мы вынуждены постоянно покупать у государства.
Самый абсурдный пример — 20 лет живучести сталинской системы путевых листов. В советское время транспорт был, в основном, государственным. И тогда власть, контролируя, по назначению ли его использует советский сознательный гражданин, наделила ГАИ правом тотальной проверки: «Ты куда едешь? Кого возишь? Почему «порожняком»?». Но сегодня, когда транспорт в большинстве своем частный, кому какое дело, как я использую свой транспорт и кому я его передаю? Тем не менее, до сих пор ГАИ требует путевые листы на все автомобили, которые зарегистрированы на юридических лиц.
Иными словами, только декоммерциализация государства обеспечит экономическую свободу индивидов. Ведь именно совокупность экономических свобод индивидов формирует экономическую свободу всей страны и экономическую свободу исполнителя заказов страны – государства.