Проект закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» (ОСАГО) в настоящее время проходит обязательное согласование в ряде министерств и ведомств, после чего будет направлен на рассмотрение в правительство и Жогорку Кенеш.
Насколько необходим этот закон в Кыргызстане, K-News поинтересовался у эксперта в области страхования, заслуженного экономиста КР, председателя правления САО «Кыргызинстрах» Эльмиры Сейдахметовой.
«Учитывая рост количества автомашин на дорогах страны, числа ДТП, а также низкий уровень культуры вождения, введение закона об ОСАГО стало очень актуальным вопросом. Тем более, что в нормах действующего гражданского законодательства имеются положения о наличии ответственности, которую несут владельцы автотранспортных средств, но отсутствуют механизмы и необходимые рычаги воздействия на виновников дорожно-транспортных происшествий, причинивших вред третьим лицам, и механизмы осуществления компенсаций потерпевшим, – рассказала эксперт, – В итоге каждый участник дорожного движения оказывается в ситуации, когда виновник ДТП не имеет возможности возместить нанесенный ущерб, а потерпевший – получить какую-либо компенсацию от виновника аварии. Подобный закон уже доказал свою необходимость и состоятельность во всем мире, он нужен, прежде всего, рядовым автолюбителям, так как поможет избежать целого ряда проблем», – пояснила она.
По словам Эльмиры Сейдахметовой, застраховаться от непредвиденных ситуаций на дороге владельцы транспортных средств могут и сегодня, причем исключительно на добровольных началах. Отечественные страховые компании предлагают автолюбителям два вида такого страхования: страхование КАСКО и страхование автогражданской ответственности.
«Приведу такой пример из практики нашей компании. Клиент – владелец автомашины «Ауди», застраховал КАСКО и «автогражданку». Его автомашина столкнулась с автомашиной «БМВ». Виновен в ДТП наш клиент, пострадали оба автомобиля, но благодаря наличию страховки, клиент страховой компании полностью избежал расходов, связанных с аварией. После оценки ущерба, автомобиль «Ауди», принадлежащий нашему клиенту, был восстановлен компанией по договору страхования КАСКО. А наличие «автогражданки» обязало нас, как страховщика, компенсировать ремонт пострадавшего автомобиля «БМВ». Таким образом, в выигрыше оказались оба водителя», – поделилась наш респондент.
Существующие сегодня тарифы страхования по КАСКО составляют от 3,0 % до 6,5 % от стоимости автомашины, а для договоров страхования автогражданской ответственности – от 0,6 %до 1,2 % от лимита ответственности. Тариф зависит от марки автомашины, водительского стажа владельца, количества лиц, допущенных к управлению автомашиной, территории страхования и иных условий. К примеру, для заключения страхового договора по «автогражданке» на сумму в 5 000 долларов США автолюбителю необходимо заплатить годовую сумму премии в размере 50 долларов США.
«Проблема в том, что многие наши сограждане не сознают необходимости страхования, пока сами не окажутся в неприятной ситуации. Но вождение автомобиля всегда потенциально связано с риском, причем не только для самого водителя, но и для всех других участников дорожного движения. Поэтому, если страхование КАСКО – дело исключительно добровольное, то страхование автогражданской ответственности просто необходимо сделать обязательным», – заключила эксперт.
Для справки: По договорам страхования КАСКО и автогражданской ответственности САО «Кыргызинстрах» осуществил выплату страховых возмещений: в 2009 году – 2,53 миллиона сомов, в 2010 году – 2,22 миллиона сомов.