Сох, опять Сох. Тема постепенно уходит из заголовков информагентств. Но проблема остается, и в ближайшей исторической перспективе острота ее вряд ли снизится. Обилие материалов по этой теме не фонтанирует разнообразием и не проливает свет на остроту проблемы. Все говорят заголовками, а что под ними? Попробуем понять, не претендуя на лавры Ванги или Нострадамуса. Провидцы в данной ситуации бесполезны. Максимум, что можно себе позволить, это взгляд, несколько отличающийся от того, что все уже прочитали. А написано было много, многими, но однообразно.
Хроника событий по версии СМИ
Конфликт начал разгораться еще 5 января (когда все прогрессивное человечество находилось в состоянии отдыха после празднования Нового года). Активная фаза конфликта закончилась 7 числа. Реальная картина событий не очень понятная. От громких заголовков о гибели людей и захвате заложников, до разных данных о количестве и принадлежности анклавов… По идее, общество должно оцепенеть от того, что беда пришла в нашу страну. Однако ничего такого не происходит. Что это? Безразличие или апатия? Фактически, ни то ни другое. Это глобальная тенденция потери общественного интереса ко всему, даже к неординарным событиям. Поэтому общественность вяло реагировала на события на фоне затихающих новогодних праздников. После православного Рождества начали появляться комментарии аналитиков и чиновников второго эшелона. Проснулись профильные депутаты. 9 января премьер-министр высказался о том, что штаб по урегулированию конфликта создан с опозданием. Как раз вовремя, когда информационная актуальность осталась в прошлом. И это, пожалуй, все.
А чего бы хотелось простым гражданам
Любой гражданин рассчитывает на то, что страна его должна защитить в любом случае. Для этого есть армия, пограничники, силовики, которых государство содержит на налоги этого самого гражданина. И, конечно же, ему комфортнее жить, когда идеологи постоянно подчеркивают эту его защищенность. А если ничего такого нет и в помине? Тогда все молчат. Как и получилось в нашем случае.
Президент хранит молчание. Многозначительно или нет, понятно будет несколько позднее. Слабость это или мудрость? Попробуем разобраться. Есть такая японская пословица: «не стоит выходить на бой с самураем, если у тебя тупой меч». Конфликт в Сохе – это одна из граней непростых отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Напряженность, унаследованная из прошлого века, и пока нет тенденции к ее разрешению. Более того, другая тенденция, – сокращение присутствия Узбекистана в региональных организациях и блоках, – не способствует нормализации двухсторонних отношений между нашими странами. Есть внутренние причины, очевидно, есть и внешние. Не будем показывать пальцем на то, кому и для чего выгоден конфликт.
Какой стратегии держаться Кыргызстану в региональных отношениях? Даже при том, что страна обладает огромным рычагом влияния в виде «водно-энергетической кнопки» (по аналогии с ядерной кнопкой, как инструментом международного влияния). С другой стороны, мы в большой зависимости от «соседского» экспорта, начиная от энергоносителей, заканчивая нитками и иголками. Ни для кого не секрет, что и обороноспособность страны – категория скорее гипотетическая, чем реальная. При том, что у соседей в этом вопросе все как раз наоборот (информация взята из открытых источников). Поэтому разговор с позиции силы для нашей страны невозможен. Значит, надо брать мудростью. И с этой точки зрения пауза в оценке событий, возможно, и есть правильное решение. Но вот граждане страны точно остаются недовольными. И кривотолки вокруг молчания президента не работают на его имидж. Но будем надеяться, что власть понимает, что делает, и почему молчит.
А мы догадываемся о причинах молчания
Если бы президент сейчас заговорил, ему бы пришлось коснуться многих неприятных тем. Армия фактически у нас малочисленна, разукомплектована и плохо обучена. И чего там только нет… А как у нас охраняется граница? Вернее, как не охраняется… Сколько еще границ формально не определено и законодательно не оформлено? Отношения с соседями год от года не становятся лучше. Да плюс еще терроризм и наркотрафик.
Проблемы с анклавами как ящик Пандоры: тяжелое наследство, о котором проще молчать, чем говорить. Благо парламентская форма нашей демократии позволяет президенту оставаться «над схваткой», – это если по Конституции, – а фактически, в стороне. Вот такая дипломатия.
Хоть что-то позитивное
Еще один взгляд на ситуацию. Не секрет, что парламентаризм имеет обратную сторону медали в виде перманентной грызни между соперничающими политическими группировки. Везде и повсеместно. Мы не исключение. Последняя волна политического противостояния на выборах в местные кенеши показала все лучшие бойцовские качества нашей политической элиты. В частности – непримиримость, готовность «порвать» соперников в прямом и переносном смысле. И получалось очень здорово на всех информационных ресурсах без исключения. Но вот, казалось бы, повод для тех, кто не у власти, «наехать» на своих оппонентов. Нет, и еще раз нет! На удивление, политическая элита, от максимально приближенных к президенту и партии власти до самой махровой оппозиции, вся оказалась удивительно лояльной по отношению друг к другу. Это факт, безусловно, позитивный. Оказывается, что перед лицом внешней угрозы наше общество может быть единым. Об этом можно говорить с гордостью. Даже во времена, когда президент хранит молчание.