Безалаберные родители и неприкаянные дети

Автор -
1030

    Минувшей ночью столичные милиционеры провели в Бишкеке рейд под кодовым названием «Подросток-ночь». Название говорит само за себя. С 7 часов вечера до 3 часов ночи инспекторы по делам несовершеннолетних выявляли и задерживали подростков, праздно шатающихся по улицам ночного города, сутками напролет сидящих в компьютерных салонах малолетних игроманов и беспризорников, которых в последние годы в столице стало предостаточно. С одной из рейдовых групп по злачным местам Бишкека проехался и корреспондент К-News.

    Город засыпает – дети просыпаются

    Наше дежурство началось с построения во внутреннем дворе ГУВД Бишкека. Быстрая перекличка, ознакомление инспекторов по делам несовершеннолетних с планом мероприятия и вперед – колесить по закоулкам ночного Бишкека. Нас закрепили за машиной лейтенантов Курстанбека Сагындыкова и Полота уулу Чингиза. Оба в недавнем прошлом выпускники Академии МВД, оба несут службу в Ленинском районе столицы. Забегая вперед, скажем, что среди сотрудников МВД район этот считается не самым спокойным – здесь и Ошский рынок, и частные гостиницы, и уйма игровых клубов.

    «Основная работа начнется с 9 часов вечера. Первым делом объедем компьютерные игровые клубы, потом осмотрим дискотеки и прочие развлекательные заведения. Самый пик придется на полночь. Город уснет, а дети, наоборот, на улицу выберутся. Вот там и начнется самое интересное – подвыпившие подростки, бродяжки и прочее. В общем-то, что рассказывать – сами все увидите»,- объясняет ситуацию лейтенант Курстанбек Сагындыков.

    В ожидании часа «икс» заезжаем в отделение инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского района. Помещение арендуемое, находится по соседству со школой. Обшарпанные коридоры, мебель прошлого века – в таких условиях приходится вести профилактику детской преступности.

    «В работе нашей есть свои особенности – дети требуют к себе особого подхода. Нужно разбираться в подростковой психологии, уметь находить подход к любому ребенку. А детишки попадаются разные, есть такие пацанята, что сами начинают нас жизни учить», — рассказывает Курстанбек Сагындыков.

    Игры часами напролет

    Посещение первого игрового клуба не принесло результатов. В виртуальном пространстве стреляют друг в друга и продумывают стратегические шаги совершеннолетние. Подростков в заведении нет. На всякий случай администрации напоминают: «детей ночью в клуб не пускать».

    Вторая точка – здесь еще при входе замечаем ребенка лет 10. Еле заметный из-за монитора компьютера школьник играет в «Counter-Strike». На часах половина десятого. На вопросы милиции, администратор клуба объясняет – это его младший брат. Проверяем документы, действительно – родственники. После непродолжительной профилактической беседы хозяин клуба пишет объяснительную о том, что полностью несет ответственность за засидевшегося у монитора брата.

    «Здесь мы ничего сделать не можем. Ребенок находится под присмотром совершеннолетнего родственника. По уму, он спать уже должен, а не торчать здесь до полуночи, но это их семейные дела», — говорит лейтенант Полот уулу Чингиз.

    По дороге посещаем еще несколько точек. Все «злачные места» своего района инспекторы знают очень хорошо. Возле одного из клубов на улице встречаем трех подростков. Всем троим по 14 лет. Время 11 часов ночи

    «Байке, мы просто с друзьями погулять вышли. Мы вот в этом доме живем», — завидев людей в форме, начинают оправдываться подростки.

    Двери игрового клуба оказались закрыты. Свет внутри горит, но посетителей внутри не видно.

    «Уже успели предупредить друг друга о рейде. Закрылись на всякий случай, перестраховались», — объясняет лейтенант.

    Проверили подростков, действительно живут по соседству. Проводили запоздалых гуляк  до дома, завершив знакомство фразой «Прогулка окончена. Отбой»

    Тихо в эту ночь оказалось и на излюбленной точке подростков – Аллеи молодежи. Обойдя несколько раз здание Филармонии и окружающую ее «зеленку», вернулись в машину и уже собрались обратно в инспекцию, как поступил сигнал: «в одном из игровых клубов замечен подросток».

    О, Славик, а мы тебя знаем!

    Зашли очень тихо, юный игрок до последнего отстреливался от товарищей, ожесточенно щелкая клавиатурой и мышь компьютера.

    — Это ты Славик? Ну, давай, собирайся, поехали оформляться.

    То, что Славик — представитель уличной детворы, стало ясно уже в машине. Специфический запах, неумытое лицо и грязная одежда.

    На расспросы инспекторов долговязый парень отвечает неохотно, а при подъезде к отделению инспекции разулыбался: «а я здесь уже был, пару месяцев назад».

    Улыбнулся и сидящий в комнате профилактики старший инспектор.

    — О, Славик, а мы же тебя знаем! Ты с Джалал-Абадской области, с Кара-Куля. Вот видишь, какая у меня фотографическая память. Как дела?

    Дела, как выяснилось, у Вячеслава обстоят не очень. В Бишкек приехал на заработки, отца нет, мать осталась в Кара-Куле. Пытался найти работу на стройке – не получилось, подрабатывает дворником в одном из столичных кафе. Живет в Бишкеке с такими же, как  и он, потерянными и никому не нужными подростками. Документов у парня нет, как нет, видимо, денег и желания возвращаться к матери.

    «Что мы с тобой делать будем, Славик? Вячеслав Михайлович, ты же совершеннолетний уже. В детский приемник-распределитель тебя не примут. Что, поехали во взрослый? Был там? Не был. Там и бомжи, и наркоманы, и бандюги всякие. Бродяжничаешь. Вот посидишь с ними, посмотришь, что тебя ждет», — очень доступно и понятно объяснил частому гостю инспекции один из сотрудников.

    На сленге сотрудников этот момент называется «закашмарить», проще говоря, напугать перспективами начинающего бродяжку. По словам инспекторов, парень пока еще не совсем потерян для общества, не сбомжевался, не спился и в преступный мир ночных улиц всецело погрузиться еще не успел.  Выживать пытается законно зарабатывая деньги, хоть и небольшие. 

    Диалог со Славиком прерывается появлением новой партии несовершеннолетних. Всех четверых привезли из интернет-клубов. В карманах сигареты, насвай. Самый маленький из вновь доставленных Азамат уверяет, что ему исполнилось 15 лет. Ведет себя шумно и весело, постоянно путается в показаниях. По одной версии работает официантом в точке быстрого питания, по другой — вообще ни чем не занят, по третьей – учится в школе. Живет ребенок вместе с матерью в новостройке «Ак-Ордо».

    Сердце материнское крепко спит

    Выяснив телефон родительницы, инспекторы пытаются дозвониться, чтобы та забрала свое чадо домой. Сотрудник представляется по форме, объясняет обстоятельства, при которых ее сын был доставлен в отделение. Сквозь сон, услышав слово милиция, женщина тут же взялась угрожать прокуратурой. Состояние ее ребенка ее почему-то не взволновало. Ожидаемых вопросов «что с ним?», «как он?» сотрудники так и не услышали.

    «Вы хоть знаете где ваш ребенок в час ночи шастает? Вы дома его видите вообще? Я говорю вам – в отделении он, подъезжайте по адресу, забирайте», — закончил разговор инспектор.

    И таких матерей, по словам сотрудников, в Бишкеке полно. Есть родители и похлеще. Собираясь к родственникам в гости в соседнюю область или город, сами ребенка на сутки оставляют в интернет-кафе. Убивают, что называется двух зайцев разом – и ребенок, по их разумению, под присмотром, и под ногами чадо не путается. То, что за это время с несовершеннолетним может случиться что угодно, их, похоже, волнует мало.

    Через час на пороге отделения появился старший брат Азамата. Парень нервно улыбнулся, назвал братишку «торпоком», заполнил необходимые документы.

    Забытый к этому времени Славик от осознания своего не самого радужного будущего начал хлюпать носом. Инспекторы принялись за профилактическую беседу:

    «Ну, что, Слава, может, хватит бродяжничать? Может, к матери поедешь. Мама там у тебя одна, ты тут один. Маму то любишь? Любишь. Давай подумаем, как тебя домой вернуть. Может деньги скопишь, может, кто из наших в командировку поедет и тебя с собой прихватит?»

    Сошлись на том, что ночью по интернет-клубам Слава ходить больше не будет, запишет номера телефонов инспекторов и будет постоянно на связи. Приехавшего за Азаматом старшего брата попросили по дороге довести до места обитания и Вячеслава.

    На часах половина третьего, заполнив все необходимые документы, доставив оставшихся беспризорников, чьих родителей так и не удалось установить, в центр адаптации и реабилитации, инспекторы выходят на завершающий патруль. Город спит. По дороге встречаются лишь таксисты, да работающие круглосуточно точки быстрого питания. Спустя полчаса инспекторы разъедутся по домам. К утру им вновь выходить на службу.

    По результатам рейда часть несовершеннолетних поставят на учет, их родителям сделают предупреждение. С теми, кто не хочет выполнять свои родительские обязательства, будут работать социальные службы на предмет лишения их родительских прав.

    Поделиться