Начнем с анекдота времен СССР, популярного на кухнях советских граждан во времена последних лет правления орденоносного Генсека. Анекдота, за который и во времена после хрущевской оттепели можно было огрести большие неприятности. «Большая Советская энциклопедия. 21 век. На букву «Б» можно было прочитать следующую запись: Брежнев Леонид Ильич – мелкий политик во времена Аллы Пугачевой». Когда человек попадает в анекдоты – он не только известен или знаменит, он без всяких официальных титулов – народный. Но это было так давно, в прошлом веке, в предыдущую эпоху.
Любовь большой коммунистической страны к молодой советской певице стала всенародной в после победы ее «Арлекино» на Фестивале эстрадной песни в Болгарии «Золотой Орфей» в 1975 году. Откровения с эстрады на тот момент были в почете у идеологов при престарелых вождях. А тут вдруг… И видимо на самом верху решают, что советский народ уже дозрел до такой эстрады. Конечно, с развитием технических средств все сложнее стало убеждать подрастающее поколение, что Шульженко и Бернес — это настоящее, а «Битлз», «Дип Перпл», «Куин» — это только «их нравы» и не музыка в принципе. Пугачева оказалась удачным сочетанием «распахнутой души в русском стиле» и каких-то намеков на западную (читай мировую) современную музыку. Выход фильма «Женщина, которая поет» упрочил позиции молодой певицы на советском музыкальном олимпе.
Думаю, рассказывать историю Пугачевой-певицы не интересно, ибо ее присутствие в информационном пространстве последние лет тридцать и так было с явным перебором. Намного интереснее проследить историю Пугачевой – ключевой фигуры зарождающегося шоу-бизнеса, по меткому замечанию одного из журналистов (история предписывает этот титул Отару Кушанашвили) – «фанерной королевы».
Моя нелюбовь к Пугачевой началась в 1989 году, когда состоялся ее легендарный (для местных почитателей) концерт на стадионе Спартак города Фрунзе. А я не пошел. На недоумение окружающих я ответил просто – не интересно. Я только что из Москвы. А там я живьем видел Пинк Флойд. Пугачева с «Рециталом», извините, не то, что в ноты, в пыль не попадала. Тогда я отчетливо понял, что меломан, воспитанный на Клэптоне, Синатре или даже на Элтоне Джоне, фанатом Пугачевой никогда не будет.
Потом начался процесс перехода от советской эстрады к шоу-бизнесу (если его так можно назвать). И так получилось, что стандарты это самого шоу-бизнеса стали задавать люди из окружения Пугачевой. И в принципе не важно, кто был там главный, важно то, что внедрение «фанерной культуры» многие прочно связали с именем главной советской певицы. Сегодня итогом таких трансформаций есть большой список известных имен, падение с пьедестала которых определила Примадонна: Зацепин, Кузьмин, Челобанов, Паулс, Резник. И многие, многие другие… Бог судья их отношениям. Все они стали жертвами перехода к новым технологиям экономических отношений.
Но вот история провозглашения Примадонны, она тоже грустная. Как-то уже изрядно потрепанная славой певица решила покорить Европу. Нет, тогда она была, конечно, моложе Бурановских Бабушек, но все равно глубокой пенсионеркой. В качестве инструмента был избран конкурс Евровидение, который в мировом рейтинге просто пшик, не более того. Но помпезное выступление закончилось не то чтобы крахом, но конфузом точно. Европа бывшего советского кумира не приняла и не оценила. Тогда певица превратилась в примадонну, и продолжает влиять на дела наши эстрадные. Почему на наши? Потому, что и кыргызстанский шоубиз — это пародия на российский аналог, который в свою очередь всего лишь карикатура мировых тенденций, как бы грустно не было это сознавать. И то, что эстрада у нас по-прежнему не интегрирована в мировые процессы – во многом «заслуга» Пугачевой и компании. А в принципе, они все очень даже милые и приятные люди, особенно с экранов телевизоров. Но что-то им все неймется.
Пугачева дожилась до того, что ее больше боятся, чем уважают. Именно это можно было увидеть вчера на 1-м Канале, который ОРТ, в программе «Один в один». Гаденькая лесть от в общем-то талантливых людей… Но это закон жанра, видимо. Как в сказке, где есть Кощей, Соловей разбойник и Баба Яга. Вернее Бабушка Пу, в нашем случае. Их надо бояться.
В качестве последнего аккорда. В день рождения столь неординарного (при любом отношении) человека стоит пожелать «здоровья и счастья», как два главных пожелания по интернет-рейтингу. Ну, еще, наверное, мужей молодых и хороших. Да побольше. Творческих успехов, что-то желать не хочется, ибо творчество певицы уже в прошлом, да простят меня ее истинные фанаты.