На южном берегу Иссык-Куля, недалеко от села Саруу, притаился экоцентр «Знаки». Узнать подробнее об этом уже обросшем слухами месте отправились столичные журналисты. Тем более 350 километров — не так уж много.
Проезжаем село Жениш и заворачиваем на неприметную дорогу, усыпанную щебенкой. Вывески нет, из соседей – только дом отдыха для детей. У ворот нас встречают основательница центра Эрика Арстанова и ee собаки — Босс и Айрис.
Размещают нас в маленьких, но уютных номерах. Туристический сезон почти закончился, поэтому мы, к сожалению, не попадаем в юрты. Радует наличие горячей воды и обустроенного санузла (на это обращаешь внимание в первую очередь, потому что уже бывали случаи, когда в «пятизвездночных» отелях посреди ночи приходилось бежать на улицу, чтобы справить нужду). Эрика знакомит нас с бытом центра – это собственно юрты и палатки, в которых проживают туристы летом, гостевой дом, в котором остановились мы, бар, просторный и чистый песчаный пляж, а также нечто выбивающееся за рамки обычного иссык-кульского отдыха – непонятная конструкция из камней. «Это лабиринт, я расскажу вам о нем позже», — объясняет Эрика.
После сытного ужина нас собирают в зале, где хозяйка рассказывает нам о миссии «Знаков». Эрика Арстанова уехала из Кыргызстана в начале 2000-х в Москву, где проработала некоторое время на радио. Затем, поняв, что ей хочется заняться чем-то другим, открывает вместе с единомышленниками Фонд культуры межэтнических коммуникаций. Несмотря на успешную карьеру за границей, ее тянет на родину. Она уговаривает своего мужа купить землю на Иссык-Куле и поселиться там. В 2008 году на южном побережье появляется небольшая палатка. Спустя еще некоторое время мини-кэмпинг превращается в центр эко-туризма.
«Мы не совсем коммерческая организация. Создавая этот центр, мы ориентировались не на массового туриста, а на близких нам по духу людей. Поэтому мы установили демократические цены – материальное должно отступить на задний план. Здесь мы пытаемся заглянуть в себя, познать свой внутренний мир. Я очень люблю Иссык-Куль, в нем множество загадок, которые мы пытаемся познать», — рассказывает Эрика.
А для того, чтобы подготовить нас к получению новых духовных знаний, нам демонстрируется документальный фильм 1992 года «Барака», что в переводе с персидского означает «блаженство». После 96 минут обзора различных ритуалов народов мира, панорамы красивейших мест планеты, мы начинаем понимать, куда приехали. Ну а пока спать – спиться здесь действительно хорошо, без сновидений.
На следующее утро мы просыпаемся в 7 утра, для того чтобы отправиться на зарядку. И не на простую – в центре практикуют тай-дзы-цуань – особую гимнастику, которая позволяет зарядиться энергией на весь день. Заряженные, мы отправляемся на сероводородные источники в Саруу. В программе — погружение в горячие источники и полоскание в ледяной горной речушке. Замечательно бодрит.
Возвращаясь, останавливаемся у живописных красных гор, осматриваем пещеры. Эрика просит нас довериться своим чувствам и попытаться найти энергетическую нишу. У меня это не выходит, но Эрика успокаивает: «Ты еще молод, ты больше занят своим материальным миром». Смиряюсь и наблюдаю за тем, как остальные участники нашей мини-экспедиции собираются на распутье трех дорог – пресловутом месте силы. Моя коллега что-то чувствует и блаженно закрывает глаза. Возвращаемся в центр.
Вообще, «Знаки» предполагают множество выездов на природу – это и Долина священных источников Манжылы-Ата, и ущелье Барскоон, и соленое озеро, а в зимнее время еще и горнолыжная база в Караколе.
После увиденного и почувствованного ужасно хочется есть. Спасают повара. По словам хозяйки, она нанимает только местных жителей, а продукты закупаются у знакомых фермеров. Прямо с грядки. «Тяжелей всего было убедить поваров готовить вегетарианскую пищу – они не могли понять, как это кушать что-либо без мяса», — смеется Эрика.
После короткого отдыха собираемся у тех самых загадочных камней. Оказалось, что это лабиринтный модуль, спроектированный российским художником Сергеем де Рокамболем. Всего таких модулей три – в России, Франции и здесь, на Иссык-Куле. Он то и считается самым сильным. В наш модуль входит три лабиринта – мужской, женский и алхимический.
«В каждом мужчине находится женская сущность, равно как и в женщинах – мужская. Так что мужчинам и женщинам будет полезно пройтись по обоим лабиринтам», — отмечает Эрика.
Перед тем как войти в лабиринты, нам объясняют основные правила поведения: выбросить все мысли из головы, довериться чувствам и не толкаться. Зажигаются костры и священнодействие начинается. Первый на очереди женский – проходим его в молчании, прислушиваемся к внутренним ощущениям. Останавливаемся в центре и загадываем желание. Тем же путем возвращаемся назад. Таким же образом проходим мужской. Ничего сверхестественного не происходит. «И не должно. Мы не занимаемся изотерической практикой – мы познаем себя. Главное прийти к миру с самим собой», — объясняет Эрика. Последний лабиринт – алхимический. Несмотря на компактное расположение, путь, который мы прошли, шагая по лабиринту, составил 1,5 км.
Напоследок, наверное, самая интересная церемония – чайная. Эрика рассказывает нам историю об этой пришедшей с Китая традиции и настаивает терпкий напиток. С удовольствием выпиваем чай, попутно вдыхая аромат листков.
Уезжать отсюда совсем не хочется, уж больно подкупает эта отрешенность от внешнего мира и величественное спокойствие кыргызской жемчужины, так органично смотрящейся в горах нашей страны.