Очередной конфликт на кыргызско-узбекской границе еще не прекращен. На этот раз ситуация более сложная, причины далеко не бытовые, как это было раньше, считают эксперты. В госорганах заявляют, что ситуация под контролем. Однако наличие военной техники на границе вызывает сомнения в том, что действия соседей незначительны.
В интервью K—News эксперты рассказали, с чем связано введение военной техники и какими могут быть последствия для обеих стран.
Бывший глава Государственной пограничной службы и экс-вице-премьер-министр по безопасности, правопорядку и вопросам границ Токон Мамытов:
«Если проанализировать события за последние 15 лет, то мы видим, что раз в 3-4 года на границе с соседней страной наступает осложнение. Со временем оно идет на спад, но через несколько лет начинается снова. Сейчас происходит очередная вспышка. Обусловлена она несколькими обстоятельствами. Соседнее государство и раньше устраивало такие акции на границе: закрывали КПП, трассу, блокировали некоторые участки границы. Мы были тогда более зависимы в плане газо- и электроснабжения. Линия электропередачи от каскада Токтогульской ГЭС шла через Узбекистан. Сейчас ситуация изменилась. Мы построили свои транспортные коммуникации, запустили Датка – Кемин и уже независимы от соседей. Это в какой-то степени стало раздражающим фактором. Мы уже не идем на поклон, на уступки, естественно, для решения и достижения своих каких-то вопросов в отдельных случаях соседние государства идут на обострение. Это первая причина.
Вторая. На днях прозвучало заявление правительства, что с 2015 года кабмин приступил к инвентаризации и приему тех объектов, которые находятся на границе. Чиновникам перечислили 10 объектов, начиная от каналов и заканчивая водохранилищем. Шаги нашего правительства по возвращении объектов тоже могут стать одной из причин обострения. Возможно, руководством соседней страны это расценено неверно, не исключаю, что именно поэтому все это было организовано.
Сейчас отчаянные головы предлагают решить ситуацию на границе силовым методом. Но так мы ничего не достигнем. В первую очередь, нужно предпринимать политические и дипломатические шаги. А силовой метод возникнет сам, хотим мы того или нет, если не получится диалог. Поэтому, возникшую ситуацию нужно решить дипломатическим путем, не доводя до силового противостояния. Сегодняшний визит премьер-министра в Джалал-Абадскую область доказывает, что кыргызская сторона готова сесть за стол переговоров.
Сейчас такого обострения на границе не должно быть, потому что сегодня в Ферганской долине есть внешние силы, которые угрожают политической стабильности. Мы знаем, какова ситуация в Ираке, Афганистане, на Ближнем Востоке, не исключено, что боевики пойдут на провокации, на прорыв афганско-таджикской границы. Тут нам нужно быстро решить внутренние проблемы и вместе думать о безопасности региона. Наши внутренние противоречия только на руку внешним игрокам, которые заинтересованы в расшатывании военно-политической ситуации в Центральной Азии».
Бывший замглавы ГКНБ, глава всевоинского союза Кыргызстана Артур Медетбеков:
«Ситуация, которая сегодня сложилась на границе между Кыргызстаном и Узбекистаном, в дальнейшем может привести к эскалации или большому конфликту. Возникает подобное не в первый раз, и в большинстве случаев в итоге заканчивается гибелью людей или ранениями. Но это особый случай, потому что нынешнее поведение соседей выходит за рамки. Все говорит о том, что за этой ситуацией лежит какая-то скрытая форма агрессии. Раньше подобные конфликты в течение двух–трех дней заканчивались после переговоров двух сторон. На сегодняшний день этот конфликт уже имеет скандальный и тяжелый характер.
Вопросы между представителями двух стран должны в ближайшее время решиться путем переговоров, здесь должен сыграть большую роль наш дипломатический корпус. Все произошедшее – это результат отсутствия политического диалога между руководителями двух государств. Узбекистан часто рассматривает себя в качестве «старшего брата», вообще, отдельные руководители соседних государств в последнее время начали предъявлять некие претензии с позиции силы. Это имеет глубокие скрытые корни, особенно в Ферганской долине.
Если члены ОДКБ обсудят вопрос и примут решение вернуть спорному участку первоначальное состояние, то это может иметь воздействие на соседей. Наши граждане готовы оттеснить группу узбекских пограничников, с другой стороны, они не зря поставили военных и оборудование. Это должны понимать все, и в этом случае решение ОДКБ может возыметь эффект».
Экс-министр иностранных дел, политолог Аликбек Джекшенкулов:
«Самая главная причина конфликта – отсутствие диалога между Ташкентом и Бишкеком. В последние 5-6 лет отношения между двумя странами заморожены. Думаю, что настала пора для диалога, нужны люди со стороны Кыргызстана, способные договариваться. Я знаю коллег из Узбекистана, они достаточно опытные и высококвалифицированные люди, поэтому в этом плане принимать меры, прежде всего, должна кыргызская сторона. Нотами протеста ничего не добьешься.
Вторая причина – внешний фактор. Известно, что идет передислокация боевиков ИГИЛ, в составе которой есть и граждане Центральной Азии, они воюют на стороне боевиков, некоторые из них пытаются вернуться на Родину. Возможно, узбекская сторона пытается защитить свои границы.
Третья причина – наша так называемая новая власть. За 5-6 лет не предпринято серьезных шагов для укрепления границы, чтобы население чувствовало себя более уверенно и безопасно. Все декларировалось, но реальных шагов не сделано.
Четвертая причина – отсутствие высокопрофессиональных дипломатов. Ни в администрации, ни в правительстве, ни в системе МИД. Это кадровая проблема.
В принципе, ни Узбекистану, ни Кыргызстану конфликт не нужен. Все знают, что в Ферганском котле сосредоточен клубок проблем – начиная с бедности, этнических проблем и заканчивая радикально-экстремистскими течениями, не говоря уж о нерешенных вопросах границ. Если будет нарастать напряженность, то последствия могут быть плачевными для обеих сторон. Я думаю, руководство стран это осознает.
ОДКБ является одним из важных компонентов обеспечения безопасности в КР, в уставе достаточно четко прописано, что в случае внешних угроз организация окажет поддержку Кыргызстану. Я думаю, Узбекистан это тоже понимает. При такой неопределенности конфронтация может перерасти в региональный формат, а это уже никому не нужно, разве что «дальним друзьям». Все понимают, что в этой ситуации вряд ли будут победители– хотя достаточно сильными считаются ВС Узбекистана – при таком росте напряженности никто ничего не выиграет.
В нашей стране есть недовольства социально-экономическим положением, неэффективностью борьбы с коррупцией, слабой работой государственных институтов. Рост внутренней напряженности может найти какой-то выхлоп. Правительство должно понять, что нужно принимать не только меры на границе, а что обществу нужен диалог, консолидация. Нынешнее правительство, на мой взгляд, на это не способно. Когда начался конфликт, нужно было успокоить людей, а они молчали – или от растерянности, или сказать нечего было. Это проявляется, когда у людей не хватает знаний и духа».
Эксперт по международным делам Эдиль Осмонбетов:
«Сейчас нужно понимать, что за последние годы это один из первых серьезных инцидентов. До этого они тоже были, но технику вводят впервые. Это недружественный акт с узбекской стороны, она не должна была этого делать. Конечно, основная причина – отсутствие делимитации и демаркации границ. До того, как границы не будут определены, это будет продолжаться. Другая причина –некое испытание Кыргызстана, проверка реакции. Нужно видеть, что это внешняя граница ЕАЭС, так как мы члены союза, и у ОДКБ все-таки должна быть быстрая реакция. Представители ЕАЭС и ОДКБ должны были поддержать Кыргызстан, выступить в СМИ. Это предотвращает эскалацию конфликтов во многих случаях. Ведь такие организации вызывают более высокое доверие и уважение. Иногда достаточно простого коллективного выступления.
Другой вопрос, Кыргызстану однозначно нужно укреплять свои вооруженные силы: когда страна сильная, у других даже мысли не возникнет идти на противостояние».