Всё, что нужно знать о ментальной арифметике в Бишкеке

Автор -
4017

    В Кыргызстане развиваются курсы по ментальной арифметике для детей. О том, что это такое, действительно ли они действенны, мы поговорили с директором Центра ментальной арифметики Smartum в Бишкеке Асель Айтматовой.

    Асель Айтматова, директор центра ментальной арифметики Smartum в Кыргызстане. © Фото: Максим Ногай
    Асель Айтматова, директор центра ментальной арифметики Smartum в Кыргызстане. © Фото: Максим Ногай

    — Чем вы занимались ранее? И что побудило вас открыть Smartum в Кыргызстане?

    — У меня педагогическое образование, специальность английский язык. Также степень магистра в менеджменте и PR. Но большую часть в своей профессиональной карьере работала журналистом.

    Как я пришла к ментальной арифметике? Это было совсем неожиданно для меня. Я увидела ролик, где мальчик считает в уме. Он совершенно поразил меня. Потом я наткнулась на комментарий, что это ментальная арифметика, и этому можно обучить любого ребенка. После увиденного стала искать информацию и, конечно, искать подобные школы в Бишкеке, но, к сожалению, не нашла. Так у меня и возникла идея открыть школу ментальной арифметики в нашем городе. Стала выходить на разные школы менар (ментальная арифметика) в Казахстане, России и других странах. Собирала информацию, журналистские наработанные навыки пригодились (улыбается). Через время познакомилась с  Владимиром Ивановичем Федяем – основателем академии ментальной арифметики «Смартум».

    — Что такое Smartum?

    — Smartum – это академия ментальной арифметики и специальная методика, разработанная  Владимиром Ивановичем Федяем. Он основал школу Smartum на Украине. На сегодняшний день головной офис находится в Минске, и сейчас идет подготовка переезда головного офиса в Москву. За время работы сеть Smartum работает более чем в 50 городах/5 странах. В Кыргызстане Smartum работает с октября 2015 года.

    Screen Shot 2016-06-08 at 4.17.22 PMМентальная арифметика – программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей методом устного счета. Цель ментальной арифметики заключается в развитии мозга у ребенка путем одновременной работы левого и правого полушарий. Для этого выбрали устный счет как метод.

    Почему именно счет? Потому что во время счета включается логика и работает левое полушарие.

    Почему счет в уме? Во время счета ребенок представляет в уме комбинации косточек на соробане (японские счеты). Считает, используя потенциал левого полушария. Числовая информация переводится в картинки, и ребенок использует воображение. Благодаря этому в работу включается правое полушарие. Таким образом оба полушария взаимодействуют и развиваются одновременно.

    — Как долго вы шли к открытию?

    — С момента возникновения идеи до ее реализации прошло всего несколько месяцев. Благодаря поддержке моей семьи я смогла открыть первую в Кыргызстане лицензированную школу ментальной арифметики с прогрессивной и инновационной методикой, которая гарантирует качественное обучение и быстрые результаты. Изначально я планировала открывать центр ментальной арифметики для того, чтобы мои собственные дети имели возможность обучиться по этой уникальной программе, развить свои способности и раскрыть творческий потенциал.
    На сегодня в центре Smartum в Бишкеке обучаются уже более 500 детей. И их число растет ежедневно. Я рада, что наша школа не только получила большое развитие, но и задала некий тренд в детском образовании в нашей стране. (улыбается)

    — Как известно, ментальная арифметика основана более 2000 лет назад. Как давно страны СНГ начали обучаться этой методике?

    — Сама методика счета именно на абакусе (китайское название счетов) была придумана в древнем Китае. По сей день это вычисление на абакусе (или соробане) является достоянием мировой культуры/науки. А ментальная арифметика − это уже современный вариант того счета, который использовался в древнем Китае. Правда, сам счет на абакусе не включает ментальную арифметику. Ментальная арифметика начинается тогда, когда счет идет в уме с помощью воображаемого соробана. Это действительно стало развиваться недавно, более чем в 50 странах мира работают по этой методике уже долгие годы, и только недавно менар стал распространяться на страны СНГ.

    — В чем заключается методика Smartum? Преимущества и отличия?

    — Преимущества методики перед многими другими школами ментальной арифметики в том, что в академии Smartum есть онлайн-тренировка. Благодаря этой программе ребенок, зарегистрировавшийся у нас, может заниматься дома, и с помощью онлайн-тренировки он улучшает свои результаты намного быстрее, чем в других школах ментальной арифметики. Это специальная программа, которую педагог использует и во время занятий. Кроме того, с первого занятия мы подключаем счет в уме, сразу задействуем оба полушария, т.е. одновременная работа обоих полушарий происходит уже с первого занятия.

    Screen Shot 2016-06-08 at 4.17.46 PM

    — Как МеНар помогает развивать и тренировать способности мозга? И за какой срок можно обучиться?

    — Курс ментальной арифметики длится 2-2,5 года.

    Первый год «сложение и вычитание» и второй год − «умножение и деление».

    Как развивается мозг ребенка во время работы двух полушарий? Создается нейроновая связь между полушариями, и мозг начинает развиваться гармонично и быстро. При гармоничном развитии обоих полушарий у ребенка могут проявляться творческие способности, улучшается успеваемость, память, скорость восприятия информации, быстрота реакции, внимательность и сосредоточенность. Через некоторое время он может забыть сам счет, через два-три года он, возможно, не будет так быстро считать в уме, как считал до этого, но это не основная цель нашей программы − научить ребенка быстро считать. Основная цель – привить ребенку важные навыки с помощью ментальной арифметики, которые на самом деле будут помогать ему на протяжении всей жизни. Ребенок становится более успешным, уверенным в себе. Научно доказано, что эти навыки приобретаются за два года обучения и сохраняются на всю жизнь.

    — Рекомендуемый возраст для обучения ментальной арифметике.

    — Любой ребенок от 4 до 16 лет может освоить этот курс. У детей мозг пластичный, мы стараемся развить их именно в детском возрасте, пока они как губки впитывают и осваивают все новое. 16 лет − это верхний пороговый возраст, когда у подростка еще есть шанс развить в себе новые навыки. Все зависит от индивидуальных способностей. Нижний пороговый возраст − 4 года. Идеальный возраст для обучения менару − с 5  до 12 лет.

    — Существует ли у вас специальный отбор при наборе детей в группу? Возможно, есть вступительные тесты?

    — Каждый малыш может обучаться ментальной арифметике. Главное требование − знание счета до 10. Конечно, не каждый ребенок будет выдавать лучшие результаты, так как они зависят от способностей ребенка и ежедневных тренировок. Но мы гарантируем, что тренировка и развитие мозга начинаются уже с первого занятия и продолжаются на протяжении всего курса.

    — Какая разница между абакусом, соробаном и счетами?

    — Абакус был создан в древнем Китае, а в 16 веке японцы переняли счет на абакусе, немного видоизменили его и назвали соробан. Нынешние абакусы и соробаны, которыми пользуются в ментальной арифметике, не имеют функциональных различий.

    — Есть ли минусы в Менаре?

    — Минусов нет, если методика серьезная, лицензированная и действительно разработана опытными людьми, специалистами. Настоящая ментальная арифметика вредного воздействия не оказывает. Наоборот, она направлена на повышение умственных способностей и творческого потенциала ребенка. Единственным побочным эффектом ментальной арифметики может стать то, что ваш ребенок будет гением. (улыбка)

    Вред может быть только в том случае, если ментальной арифметике обучают бессистемно, не имея серьезной методики, гарантирующей положительных результатов. Лицензированная методика − это знак качества.

    — Преподаёте ли вы сами? И как обучались? Стаж?

    — На данный момент я не преподаю детям, больше занимаюсь организационными вопросами, а также обучением преподавателей. Первичное обучение проводится в течение недели. Однако вместе с обучением педагоги получают весь методический материал, разработанный опытными тренерами и методистами ментальной арифметики по программе Smartum, а также регулярные тренинги и консультации специалистов.

    — Ваши дети тоже вычисляют по счету?

    — В самом начале, сразу после открытия школы, когда преподавала сама, я попыталась привести своих детей на урок. Сыну Аслану 6 лет и дочке Амине 4 года. Сразу после первого занятия я поняла, что дочке еще рано, она не может сосредоточиться и нормально воспринимать урок. А Аслан продолжает обучение, и ему нравится.

    — Есть ли определенные уровни в ментальной арифметике?

    — Основные уровни − это «сложение и вычитание», «умножение и деление».

    Каждый уровень, как «сложение и вычитание», делится на подуровни – простой счет, после идет с различными правилами: братья, друзья… Каждый из подуровней изучают более 2 месяцев. И примерно за год ребенок проходит уже полностью первый уровень − «сложение и вычитание».

    — У вас только групповые занятия или есть и индивидуальные?

    — Занятия проводятся в группе. В группе до 10 человек. Индивидуальные занятия тоже проводим, больше как дополнительные, чтобы подтянуть ребенка до уровня его одногруппников.

    — Есть ли аналогичные центры уже в Бишкеке?

    — Первая лицензионная школа ментальной арифметики – это Smartum. После, конечно, стали открываться и другие центры.

    Беседовала Айгема Мурзаобдулаева

    Поделиться