Беседа о радикализации и не только

Лондонский еженедельник The Economist в своем выпуске за 28 июля приводит данные, что к середине 2016 года общее количество боевиков ИГИЛ, происходящих из Центральной Азии – в основном из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, – определенно превысило тысячу человек. По-видимому, не будет преувеличением оценить общее количество боевиков ИГИЛ из России и республик Центральной Азии в первой половине 2016 года где-то между 4 и 5 тыс. Возможно, и больше, сообщается в статье.

Очень часто в  последнее время появляются сообщения в СМИ о молодых людях, которые пытались покинуть страну и отправиться в зону боевых действий террористов. Что движет ими? Почему они попадают в сети вербовщиков, как повысить уровень образования, и чего нам не хватает? Мы попытались разобраться в беседе с ветераном Вооруженных сил КР, генерал-майором Жоомартом Бошкоевым.

Мой собеседник имеет большой опыт военной работы, знает восточные языки, служил в Афганистане, в годы становления суверенного государства стоял у истоков создания службы охраны президента.

— Не секрет, что центральноазиатские страны считают «отделом кадров для ИГИЛ». Вы согласны с этим утверждением?

— Я считаю, что те случаи, которые зафиксированы, показывают реальную картину. И это не есть хорошо.

— Как молодые люди попадаются на уловки вербовщиков?

— Очень просто. На сегодняшний день, к сожалению, сложилась такая ситуация, когда начальствующий состав на всех уровнях абсолютно не занимается воспитанием и обучением людей, повышением их общеобразовательного уровня. Это касается как школ, вузов, так и СМИ, интернета. Золотое правило «обучая, воспитывай – воспитывая, обучай» на сегодня не соблюдается. Для того чтобы обучать, надо и самому быть образованным. Это наша серая действительность, которую мы рассматриваем как данность. И чтобы это изменить, необходимо приложить колоссальное усилие и, конечно, должна быть воля руководства исправить то, что мы сейчас имеем.

— Но ведь органы безопасности в первую очередь должны предвидеть ситуацию. Есть же превентивные меры. Или они не используются?

— Ну, получается, что так. Получается, что органы безопасности, правоохранительные органы в целом не дорабатывают. И это не секрет. Они и сами признают свои упущения. Низкая квалификация, подготовка. Я, как ветеран, сравниваю, как это было в Советском Союзе. Тогда вопросу безопасности уделялось огромное внимание, и не было такого размаха безобразия. На сегодня дисциплина в нашем обществе нарушена, начиная от мелких ссор соседей, мелкого воровства, хамства нерадивых водителей на дорогах. Все это в конечном счете наслаивается и выливается в то, что мы имеем. Не случайно затеяли реформу в правоохранительной и судебной системе, которые все это время буксовали и стояли на месте. Понятно, что это требует больших денежных вливаний. Наши возможности не позволяют резко, динамично и кардинально провести реформу. И хочется, чтобы, пусть не семимильными шагами, но они шли, и чтобы мы не топтались на месте.

— Вернемся к теме радикального экстремизма. Не секрет, что террористы для своих грязных дел используют детей. Бойцы ИГИЛ молодеют.

— Этот вопрос сложный и не имеет однозначного ответа. Здесь, единственное, надо уповать на то, что мы часть так называемой глобализации. Через интернет-пространство идет мощнейшее обучение, так сказать, дистанционное обучение. «Сатана правит бал». Получается, что сегодня эти отрицательные силы настолько окрепли, узда с них спала, и они творят то, что они творят. И на самом деле сейчас нигде люди не чувствуют себя в безопасности. Это трагедия.

— Так ли интересен центральноазиатский регион определенным силам?

— Знаете, уже ни для кого не секрет, что западные апологеты ставят себе в заслугу развал огромной державы – Советского Союза. Они захотели это сделать и добились своего. И сейчас идет продолжение той истории на разрушение. В первую очередь, конечно, Россию хотят раздробить. А наш регион, безусловно, интересен. И если есть какие-то моменты, которые способствуют нашему ослаблению, то почему бы не подлить масла в огонь, почему бы не поддержать?

— Вы согласны с утверждением «Хочешь мира – готовься к войне»?

— Я слышал про общество военных, у которых девиз звучит как «Генералы за мир». Генералы не могут быть за мир. Они заточены на войну. И они должны придерживаться именно этого принципа: «Хочешь мира – готовься к войне». Порох должен быть сухим. Вот пример: если ко мне придет сосед, который захочет меня поработить, я буду сопротивляться. А сопротивляться я могу, если у меня есть энергия, сила, оружие. Это естественно. Поэтому то, что сегодня наш президент Алмазбек Атамбаев уделяет большое внимание нашим Вооруженным силам, правоохранительным органам в целом, это хорошо. Идет перевооружение, идет реформа, создан Генштаб, решаются жилищные вопросы военных – это очень правильно. Я помню, когда наш первый президент говорил: «А зачем нам армия? Зачем нам Вооруженные силы? С нашими братьями из соседних республик у нас договор о вечной дружбе. А с Китаем, Афганистаном мы и не собираемся воевать, потому что они нас за пять минут задавят. Поэтому не стоит тратить деньги на оборону. Нам достаточно роты почетного караула». И теперь мы наблюдаем, что та его теория оказалась неверна. Потому как терроризм не знает границ. Не знаешь, где он может дать о себе знать, где бабахнет в следующий раз. Правы были мудрецы, которые сказали: «Не допустить беды – дело умных. А если беда пришла, справляться с ней – это дело храбрых». Я называю всех военных храбрыми. У нас специальность бороться с бедой. А если ее нет – то быть готовыми бороться с ней.

— Мы готовы?

— Я общаюсь со своими коллегами и узнаю, что положительные сдвиги в военной реформе дают свои результаты. Улучшились питание и условия солдат, повышается уровень подготовки, проводятся учения. А что такое провести учения? Это очень дорогое удовольствие. Необходимо сжечь огромное количество ГСМ, использовать боеприпасы. А они очень дорогие. Ведь солдат должен уметь стрелять. А человек, который хорошо умеет делать свое дело, должен каждый день оттачивать мастерство. И не дай бог, если вдруг случится беда, то, я уверен, наши силы сработают достойно.

— Много полемики возникает вокруг национального традиционного уклада. Что вы думаете по этому поводу?

— Я скажу, что сознание людей и наше духовное начало не терпят пустоты. Оно должно чем-то заполняться. Если мы его не можем заполнить через различные образовательные и общественные организации чем-то хорошим, то, естественно, эту пустоту моментально начинает заполнять негативное: секты, религиозный экстремизм, наши допотопные архаичные устои. Надо тянуться до высшей планки и стараться стать выше. А у нас наблюдается такая тенденция, что, наоборот, пытаются опустить сознание до определенного уровня или даже его снизить. Есть такое выражение, что «кыргыза можно сделать киргизом, а киргиза кыргызом сделать уже трудно». Нужно ли быть кыргызом? Нужно ли отказываться от нашего национального?  Я считаю, что надо брать разумное от истоков, но избавляться от трайбализма, местничества, взяточничества.

— Ваше пожелание

— Мое пожелание такое – давайте мы все будем в этот просвещенный век смотреть в будущее. Не надо оглядываться назад. Давайте учиться брать лучшее друг от друга. Есть хорошая такая тактика «кнута и пряника». Если человек хорошо работает, стремится к новым знаниям, улучшениям, то его надо поощрять: награждать орденами, званиями. Не жалеть похвалы. А если человек отлынивает от дела, не желает вносить свою лепту и так середнячком доживает до пенсии и еще хочет всех благ, то его надо наказывать. Мне кажется, что такая политика – это высшее искусство любого руководителя. Не зря же Наполеон сказал: «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда победит войско львов, возглавляемое бараном».

Еще один из моих критериев – это продолжительность жизни. Сегодня средняя продолжительность жизни мужчин у нас составляет 65 лет, женщин – 75. Это мало. Почему мы живем так мало? Потому что ведем неправильный образ жизни. Не следим за своим здоровьем, питаемся неправильно. Посмотрите, японцы, китайцы, греки, европейцы в числе долгожителей. Это говорит о чем? Если в обществе все правильно, если в государстве все хорошо, значит, люди живут долго.

Также необходимо учитывать общенациональное сознание. Оно у нас страдает. Нет единства и поддержки друг друга. За простыми словами должны быть действия. Не просто бросать лозунги о величии нации, а быть такими. Хотелось бы, чтобы мы застали явное улучшение. Не строили бы его только для наших потомков, а застали бы его и сами. Я бы желал нашему народу процветания и величия.

 

Поделиться