Согласно предлагаемым поправкам в Конституцию страны, Совет обороны будет преобразован в Совет безопасности. В своем интервью первый заместитель секретаря Совета обороны, один из участников событий 2010 года Кубанычбек Орузбаев сказал об ошибочности переименования в свое время Совета безопасности и необходимости внесения изменений в название органа.
— Насколько вообще важно это переименование, и почему сейчас оно обсуждается?
— Так сложилось, что в тот сложный период мне пришлось вновь вернуться на государственную службу. Ранним утром 8 апреля 2010 года, являясь офицером запаса, я прибыл добровольцем в здание Министерства обороны, в котором в начальный период разместилось временное правительство, чтобы оказать посильную помощь в стабилизации общественно-политической обстановки в стране. В то время, занимаясь своей непосредственной работой, мы, разумеется, знали о разработке проекта новой Конституции республики. Однако тогда невозможно было даже представить себе, что кто-то осмелится переиначивать статьи Основного закона страны, касающиеся вопросов национальной безопасности.
И дело здесь в том, что исключительно выверенные принципы государственной политики в сфере безопасности четко сформулированы еще «легендарным парламентом» в Конституции 1993 года. Позднее, как и в других постсоветских странах, приступил к работе Совет безопасности республики, который работал в штатном режиме до своего переименования.
По-видимому, этот вопрос не поднимался в 2010 году потому, что часть людей, участвовавших в разработке проекта Конституции, не имели достаточной квалификации или твердой воли для аргументированных возражений, а другие не придали этому должного значения.
— Вы считаете, что было ошибкой назвать орган Советом обороны?
— Прежде всего указанное название противоречит современным взглядам и сложившейся практике государств в этой сфере. Как известно, в период после Второй мировой войны повсеместно устоялось и используется научное понятие «национальная безопасность», которое означает состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Это понятие является весьма емким и включает в себя целый ряд направлений, в том числе экономическую, военную, энергетическую, информационную и экологическую безопасность. Соответственно и наименования международных и государственных органов, работающих в этой сфере, традиционно содержат в себе слово «безопасность» (Совет безопасности ООН, советы безопасности государств-членов СНГ и многих других стран).
В то же время органы с наименованием, подобным «Совету обороны», как правило, создаются в военное время, к примеру, Государственный комитет обороны СССР – созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления во главе со Сталиным, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в стране.
Совет обороны республики в соответствии с указанной общепринятой практикой занимается всеми аспектами национальной безопасности. Как известно, в последний период им приняты исключительно важные решения, касающиеся военной реформы, пограничной безопасности, религиозной политики, борьбы с коррупцией, энергетической безопасности, миграции и реформы системы правоохранительных органов. Поэтому нынешнее название этого государственного органа не отражает суть и характер его деятельности, что порой вызывает естественные вопросы и недоумение у наших партнеров по ОДКБ и СНГ.
— Вы считаете, что назрела необходимость переименовать в Совет безопасности?
— Абсолютно верно. Именно об этом говорил в ходе недавней пресс-конференции глава нашего государства. В заключение хотелось бы отметить, что речь здесь идет не о переименовании, как это иногда звучит в вопросах и обсуждениях, а о восстановлении соответствующего международной практике и научно обоснованного названия – Совет безопасности Кыргызской Республики.