Сегодня, 23 октября, в 9:30 Конституционная палата рассмотрит законность лишения Атамбаева статуса экс-президента. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщила зампредседателя СДПК Кундуз Жолдубаева.
«Конституционная палата рассмотрит ходатайство о признании неконституционным нормы закона о придании обратной силы лишения статуса экс-президента», — отметила она.
Ранее члены Политсовета СДПК обратились в Конституционную палату с ходатайством о незаконности снятия неприкосновенности с экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
Депутаты ЖК нарушили один из основных положений Конституции — запрет на применение обратной силы закона, если в новом законе прописана ранее не существующая ответственность или ужесточение ответственности за события, которые произошли во время действия предыдущей редакции закона.
Юрист Нурбек Токтакунов считает, что это решение определит дальнейший вектор дальнейшего развития страны. Смотрите в видео его мнение о значимости данного решения.
«В чем принципиальное значение того или иного решения Конституционной палаты по этому делу? Как оно определит то или иное направление нашего общественного развития?
Итак, 17 мая 2019 года опубликован закон о лишении экс-президентов абсолютной неприкосновенности. Он ввёл соответствующую процедуру, что и следует из самого его названия.
По общему правилу, закон действует с момента опубликования, но не имеет силы на прошлое. Однако депутаты внесли в него специальную оговорку, которая распространяет его действие именно на прошлое, а конкретно — на экс-президента Атамбаева. Парламентарии обосновали это тем, что новый акт никоим образом не ухудшает ничье положение, потому что ответственность определяется не им, а уголовным законом. При этом они ссылаются на статью 28 Конституции о недопустимости обратной силы только с точки зрения криминального законодательства. Однако они упустили из внимания статью 6 Конституции, которая подразумевает недопустимость применения обратной силы любого закона или подзаконного акта, устанавливающего новые обязанности или отягчающего ответственность. Этот принцип существует с древнейших времен, ведь он обеспечивает стабильность правоотношений в обществе. Согласитесь, уверенность людей в устойчивости законодательства выстраивает общественные отношения, ориентированные на законопослушание. Произвольное изменение норм и установлений, направляющее их действие на прошлое, напротив, распространяет в обществе недоверие к закону. А придание ему обратной силы возможно только в случаях, когда он улучшает положение людей.
Как скажется на стабильности общественных правоотношений применение закона об импичменте к Атамбаеву? Ведь согласитесь, что роль института президента в нашей стране велика, поэтому законы, регулирующие деятельность главы государства, не могут не отражаться на всем обществе.
Прежде всего, надо отметить огромное общественно-политическое значение упразднения абсолютной неприкосновенности экс-президента и восстановления принципа равенства граждан перед законом. Автор настоящей статьи сам поднимал этот вопрос в Конституционной палате и добился введения соответствующей процедуры. При этом в мотивировочной части решения КП Верховного суда было отмечено позитивное значение правового иммунитета в целом для президента и экс-президента, что стимулирует лидера государства быть на своем посту более смелым, эффективным и добросовестным, не опасаясь мести и иных происков своих политических оппонентов впоследствии, когда он перестанет руководить страной. Именно поэтому неприкосновенность не была устранена полностью, а введена сложная процедура её лишения.
И это имеет большое значение непосредственно для действующего президента Сооронбая Жээнбекова, чтобы он был уверен, что не так-то просто будет отомстить ему, когда он покинет президентское кресло. Это имеет смысл для всех нас, ведь качество нашей жизни так зависит от характера правления любого президента. Однако в результате придания закону обратной силы — специально для Атамбаева — Сооронбай Жээнбеков резонно предполагает, что когда-нибудь вполне могут найти управу и на него самого, сделав уже испытанный «ход конём» и приняв специальный закон. Он понимает, что и ныне действующей частичной неприкосновенности экс-президента на деле не существует. После сложения им своих нынешних полномочий и при определенном раскладе политических сил его амбициозные оппоненты вполне могут и вовсе отменить правовой иммунитет экс-президента с уже отработанным приданием этому закону обратной силы. После чего на общих основаниях подвергнут его уголовному преследованию, маскируя этим привычным словосочетанием политическую расправу. Сооронбай Жээнбеков теперь понимает, что в условиях неустойчивости закона и нестабильности правоотношений лучшая гарантия для его «неприкасаемости» — это просто сохранение своей власти, нежели эфемерный «правовой иммунитет», который депутаты с лёгкостью отменят, как только он лишится власти.
Таким образом, придание — специально для Атамбаева — обратной силы закону об отмене неприкосновенности экс-президента несет серьезную угрозу самому демократическому принципу сменяемости власти. Поэтому, признавая значение ликвидации абсолютной неприкосновенности экс-президента, не менее важно не допустить нарушения другого, до недавнего времени незыблемого принципа – «Закон обратной силы не имеет». Иначе это добавит Жээнбекову и его окружению дополнительной энергии и прыти в попытках остаться у руля государства и после 2023 года», написал Токтакунов.