Кыргызстан продолжают сотрясать коррупционные скандалы, связанные с фамилиями экс-главы Таможенной службы КР Раимбека Матраимова и недавно убитого в Стамбуле китайского гражданина Айеркена Саймаити. Причиной послужила публикация громкого расследования, в котором раскрыты схемы ввоза контрабандных товаров и вывода из страны сотен миллионов долларов, напоминает «Ритм Евразии».
Ряд прозападных изданий: кыргызский филиал радио «Азаттык», новостной веб-сайт «Клооп» и OCCRP (международное объединение журналистов расследователей) опубликовали материалы расследования, в которых рассказали о гибели Айеркена Саймаити (бизнесмена из Китая уйгурского происхождения) и его связях с высшими чиновниками Кыргызстана. После первой публикации «Азаттыка» о выводе $700 млн и начатом в связи с этим уголовном деле Саймаити бежал в Турцию, где и застрелен 10 ноября.
В самом расследовании опубликованы документы, которые, как утверждают журналисты, незадолго до смерти передал им лично Саймаити. В основном это сведения о банковских транзакциях и личные записи покойного. Также бизнесмен обещал передать последнюю, самую важную часть, но не успел.
Как утверждал бизнесмен, он «работал» с бывшим руководителем Таможенной службы КР Р. Матраимовым, более известным в Кыргызстане по прозвищу Раим миллион – одним из братьев влиятельного семейного клана на юге страны. Его брат депутат парламента Искендер Матраимов был даже членом депутатской комиссии, созданной после убийства китайского бизнесмена. Но после выпуска резонансного расследования (в котором фамилия Матраимов упоминается 26 раз) добровольно ушел оттуда.
В публикации также часто упоминаются братья Абдукадыры, тоже бизнесмены, уйгуры из Китая. Сайеркен Саймаити служил посредником между ними (перевозящими контрабанду) и кыргызстанскими чиновниками (покрывающими их), помогая незаконно распределять и выводить деньги из страны.
Журналисты обратили внимание на то, что один из братьев был приглашенным гостем на инаугурации президента Сооронбая Жээнбекова. Что якобы доказывает их личное знакомство и прочую деловую связь. Пресс-служба президента выпустила заявление, в котором не отрицалось, что глава государства знаком с бизнесменом, но произошло это в 2012 году на бизнес-форуме, когда Сооронбай Жээнбеков был еще губернатором Ошской области.
Генпрокуратура также оперативно сообщила о том, что начала официальную проверку фактов, указанных в журналистском расследовании. ГКНБ в свою очередь пообещал вызывать на допрос экс-главу Таможенной службы.
Тем временем ряд оппозиционных политиков, в том числе депутат Жогорку Кенеша Ирина Карамушкина, пользуясь случаем, призвали к импичменту президента и аресту коррупционеров.
Общественные активисты в социальных сетях призвали выйти на митинг против коррупции, что они и сделали 25 ноября в столице у Белого дома. На протестную акцию под лозунгом «ReАкция», по разным данным, собрались от 1 до 2,5 тыс. человек. Несмотря на то, что мэрия Бишкека отказалась разрешать митинг, милиция не стала разгонять или арестовывать митингующих.
Зачем собрался митинг?
Политолог из Кыргызстана Медет Тюлегенов лично посетил антикоррупционный митинг. В интервью «Ритму Евразии» он рассказал о своих мотивах сделать это.
– Я пошел туда из чувства гражданского долга, чтобы выразить обеспокоенность ситуацией, которая, в общем-то, была ясной и до этого расследования и публикации расследования, – говорит Тюлегенов. – Но теперь стало более наглядным то, что творится с распространением коррупционных схем, насколько глубоко коррупция проникла на все уровни властных структур.
С этим надо было что-то делать, и я пришел к «Белому дому», чтобы выразить свое гражданское возмущение этой ситуацией и совместно с другими участниками потребовать какой-то реакции. С тем, чтобы наши госорганы начали решать эту проблему.
– Госорганы уже делают заявления о начале проверки по опубликованным фактам, этого, на ваш взгляд, достаточно?
– Нет, потому что пока это – некие телодвижения, которые могут вылиться в поиск каких-то символических жертв без попыток существенно решить проблему. Дело касается конкретных персоналий, которые озвучены в журналистском расследовании.
Также проблема касается системной проблемы – есть ли у власти желание заняться борьбой с коррупционными схемами вообще? Потому что такого рода схемы касаются не только Матраимова, а затрагивают намного более широкий круг лиц. И дело не только в тех, кто работает на таможне, но и в других сферах. Проблему необходимо решать системно, а этого пока, к сожалению, не видно, пока только одни заявления.
– Каковы могут быть последующие события, связанные с этим журналистским расследованием?
– Если говорить о том, будут ли правоохранительные органы всерьез реагировать на него, то, я думаю, не будут. А вот журналисты, конечно же, дальше будут копать в этом или похожем направлении. И все те люди, которые пришли 25 ноября на эту акцию, спонтанно проявили гражданскую активность, думаю, они и дальше будут организовываться чтобы выражать свое недовольство.
Как минимум одно достижение, которое можно было заметить на митинге, уже есть – просыпается гражданская сознательность, возникает понимание того, что ситуация назрела до такой степени, что молчать уже невозможно.
***
Другой политолог из Кыргызстана Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал о давней проблеме контрабандных потоков в стране, но при этом считает, что митингами эту проблему не решить.
– Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в Кыргызстане и то, что большая часть населения достаточно стеснена в экономических возможностях, в обществе высок запрос на справедливость, – говорит Шестаков. – Поэтому не случайно в прошлом году, как только президент приступил к своим обязанностям, он объявил войну коррупции. И эта тема является одной из ключевых в стране.
Если говорить о самом расследовании, то понятно, что контрабанда и серые схемы активно используются. Я лично что-то принципиально нового в этих журналистских расследованиях не увидел. Однако надо четко понимать, что контрабанда сегодня, с одной стороны, это потери бюджета, а с другой – «серые» товары сегодня продаются на всех базарах, автоперевозчики фактически тоже подключены к этому процессу.
Как эту ситуацию будет решать государство, мне сложно сказать. В любом случае надо принимать кардинальные экономические меры для того, чтобы контрабанда стала невыгодной. Эксперты, например, предлагали повысить НДС до российского уровня или поставить кассовые аппараты на рынках, но эта идея была отклонена. Пока ясно одно: с коррупцией надо бороться системно и многое будет зависеть от того, какой парламент будет выбран в 2020 году.
– По вашему мнению, митингующие добьются в итоге успеха?
– Митинг всегда неоднороден. Есть люди, которые вышли по зову души, а были и те, кто хотел засветиться в предвыборных кампаниях. Я не удивлюсь, если активистов с этого митинга мы увидим в предвыборных списках. Да и прошел бы вообще этот митинг, если бы Кыргызстан не вступил в предвыборную гонку?
Митингами контрабанду не победить, это просто привлечение внимание властей к этой проблеме. Кыргызстан – вообще страна митингов, для нас это нормальное явление, когда общественность таким образом выражает свое недовольство.
«Выдернут Матраимова – утопят всю властную вертикаль»
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на мощную медийную критику, президент не предпринимает радикальных попыток успокоить недовольных. Почему? Источник, пожелавший остаться анонимным, рассказал журналисту «Ритма Евразии» о сложностях взаимоотношений в эшелонах власти.
– Как власть дальше отреагирует на резонансное расследование? Посадят ли Матраимовых, как того требуют активисты, или ограничатся формальной проверкой?
– Проверка, конечно, будет, но особо рассчитывать на нее не стоит. Проблема в том, что Матраимов – это лишь маленький кусочек изрядно прогнившей системы. Саймаити знали десятки депутатов и высших чиновников, и, скорей всего, у него был компромат на очень многих. То есть это не вопрос экс-таможенника как такового, а проблема, которая коснется очень многих, включая президента и силовые структуры. Это все прекрасно понимают, но не представляют себе, как выйти из этого политического тупика?
Объективное расследование может быть опасно для всей политической системы, включая крупнейшие партии парламента. Это как выпустить наружу беса, дальше ты уже не знаешь, куда он ударит. Завтра придется идти на новые расследования, на которые власть тоже вынуждена будет реагировать.
То есть это дело может превратиться в точку бифуркации и дальше будут бить по непосредственному окружению президента и высшим чиновникам. У Матраимовых, действительно, мощный клан, и его конкуренты пытаются выдернуть из властной структуры, как гнилой зуб. Но дальше придется по очереди выдергивать и другие зубы.
Элита не согласится с таким положением дел, она, конечно, не против, если прижмут кого-то из конкурентов, но допустить, чтобы потом трясли всех, она не допустит.
– Все же некоторые уже призывают к импичменту президента. Жээнбеков не боится, что из-за бездействия этот скандал может его утопить?
– В нынешних условиях это просто нереально. Если ты контролируешь силовые органы и суды, то об этом даже думать излишне.