FT: Беларусь превратила контроль авиации в оружие, которым могут воспользоваться другие

Автор -

Белорусская служба контроля воздушного движения заставила рейс 4978 компании Ryanair сесть в Минске. И это спровоцировало нетипично быструю реакцию международного сообщества.

Авиакомпаниям посоветовали не летать над Беларусью. Национальный перевозчик страны больше не может летать в воздушном пространстве ЕС. Между тем, продолжается подготовка санкций против белорусских элит. Минск придумал историю о бомбе на борту самолета, чтобы арестовать политического диссидента. И это не первый случай, когда государство по политическим соображениям заставляет пассажирский лайнер приземлиться, — пишет Financial Times.

Но это первый случай на памяти целой индустрии, когда контроль воздушного движения был превращен в оружие. Правительство использовало службу, чтобы передать фальшивое сообщение экипажу коммерческого лайнера и заставить его сесть. Теперь этот рецепт могут использовать и другие. Что же делать?

Можно допустить, что Беларусь нарушила международный авиационный закон. Но на самом деле первая статья Конвенции по международной гражданской авиации, которая устанавливает правила для безопасных и эффективных гражданских перелетов, гласит: «Каждое государство имеет полный и эксклюзивный суверенитет над воздушным пространством над своей территорией». Это вступительное предостережение — обязательное условие, которое позволяет существовать международной системе гражданской авиации. В то же время это и самая большая уязвимость, как показал инцидент с самолетом Ryanair.

«Если государство решит, что есть причины попросить самолет приземлиться, оно может безнаказанно это сделать», — сказал сопредседатель Watson Farley & Williams Джим Белл. Его юридическая компания специализируется на авиационном праве.

Действия Беларуси откровенно противоречат духу конвенции. И прецедент создаст серьезные последствия для всей индустрии. Речь идет не только о необходимости обходить небо Беларуси, что сделает рейсы более дорогими и менее экологичными. Пилоты должны доверять всему, что говорят контролеры на земле. Если они будут сомневаться в причинах, почему их попросили что-то сделать, в частности в таких стрессовых ситуациях, когда речь идет о возможной угрозе взрыва, это лишь усугубит и без того сложные процедуры. А безопасность будет подорвана.

«Этот беспрецедентный акт незаконного вмешательства потенциально уничтожит все соображения относительно самого безопасного реагирования на сообщения о бомбе во время полетов, а также на перехват», — пояснили в Международной федерации ассоциаций пилотов авиалайнеров.

Трудность в том, что для этой проблемы нет очевидного решения. Идеальным выходом было бы создать международную систему воздушной навигации под независимым управлением. Это не помешало бы Беларуси передать рейсу Ryanair фальшивое сообщение о бомбе. Но нормальная процедура в таких случаях предполагает, что самолет должен приземлиться в ближайшем аэропорту. Независимая служба воздушной навигации отправила бы лайнер Ryanair в Вильнюс, до которого оставалось всего 72 километра, а не в Минск за 183 километра. Таким образом, журналист Роман Протасевич был бы на свободе.

Но после десятилетий попыток ЕС не смог убедить страны-участницы запустить такую службу. Инициатива «Единое европейское небо» была запущена 20 лет назад с целью сократить фрагментацию европейского воздушного пространства и улучшить управление движением самолетов. Несколько недель назад глава организации IATA Вилли Уолш сказал, что инициатива на грани краха «из-за непримиримости и эгоизма ключевых стран ЕС и их поставщиков аэронавигационных услуг».

Большинство стран не хотят отказываться от суверенного права управлять собственным небом даже с существенными оговорками о свободе военных действий в случае необходимости. ЕС очень быстро отреагировал на действия Беларуси. Но ограничения белорусской авиации и санкции не смогут отбить желание других стран использовать пример Минска. Было бы значительно лучше, если бы сама система была выстроена так, чтобы так вести себя было трудно.

Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.

 

Поделитесь новостью