В настоящее время мы являемся свидетелями глобальных изменений, происходящих на Ближнем и Среднем Востоке, где к власти приходят представители происламских партий и меняются модели государственности. Прежняя модель – светская – была заимствована у Западной Европы. Сейчас же на Ближнем и Среднем Востоке идет борьба между тремя государствами-лидерами – Ираном, Саудовской Аравией и Турцией, каждое из которых предлагает свою модель государственности.
Иран выбрал чистый теократический путь. Турция – светскую систему с исламским содержанием. Саудовская Аравия также придерживается антишиитской позиции. Эта борьба за влияние интересна тем, что вполне может дойти и до Центральной Азии.
Ислам в Кыргызстане может стать основой для национальной идеологии
В государствах Центральной Азии идет процесс десекуляризации общества и растет религиозность. Все они являются национальными, и проходят период становления государственности. По сути 20 лет для государства – очень маленький срок. В процессе такого развития национальная идея и религиозные ценности становятся идеологемами, поскольку идет поиск национальной идентичности и идеологии.
В Кыргызстане национальной идеологии нет. Манас не приживается, тенгрианство – тем более. В этом плане ислам будет играть большую роль. Он будет рассматриваться не просто как религиозные ценности или практика, но и как политическая система и идеология. Таким образом, в будущем возможно столкновение двух ценностных систем – светской и исламской.
Новая исламская политическая элита
По моим прогнозам, лет через 5-10 в Кыргызстане появится исламская политическая оппозиция, которая будет противостоять существующей в настоящее время светской системе. Пока сложно сказать, из кого вырастет эта новая элита. Ясно одно, постепенно ее ядро уже формируется. Я думаю, что это будут молодые политики, нерадикальные исламисты со светским образованием, из тех, кого называют «мусульмане в галстуках».
При свободной политической конкуренции появление такой оппозиции положительно скажется на развитии государства, потому что любые силы должны защищать государственные интересы.
Турецкая или иранская модель?
Другой большой вопрос — какую модель государственности выберет новая исламская оппозиция – иранскую или турецкую?
Лично я положительно отношусь к турецкой модели, но она может рассматриваться как транзитная и в радикальный исламизм она не перейдет. История показывает, что все радикальные течения, приходя к власти, вынуждены становится умеренными. Например, так произошло в Саудовской Аравии, когда к власти пришли ваххабиты, и ваххабизм стал государственной идеологией.
Важно понимать, что любая позиция всегда изменяется от радикальных к умеренным и наоборот, в зависимости от внешних условий. Это нормальный общественно-политический процесс.
Предваряя вопросы о других конфессиях, отвечу: ничего бояться не стоит. В Кыргызстане около 80 % населения исповедуют ислам, и они всегда мирно сосуществовали с представителями других религий. В Турции, например, граждане-немусульмане пользуются всеми правами и свободами наравне с мусульманами.