Сегодня основной вопрос, волнующий экспертную среду, госчиновников и самих верующих: как государство должно контролировать религиозную сферу и не приведет ли это к нарушению основных прав граждан на свободу вероисповедания, а значит Конституции Кыргызстана?
Светский контроль религиозной сферы
Для начала важно понимать, о каком контроле идет речь. Например, жесткий контроль как в Узбекистане – это, согласитесь, тупик, который может привести к конфликту внутри общества и политизации вопросов веры. Другой вариант — сбалансированный путь, построенный на партнерских началах, на взаимных интересах между государством и религиозными общинами. А это — стабильность, взаимоуважение, общая гражданская ответственность, равенство перед законом. Поэтому важно правильно ставить акценты, видеть в религии партнера, а не врага или угрозу.
Светский контроль религиозной сферы, основанный на знании законодательства и понимании специфики религии, ее роли в истории и культуры кыргызов, необходим как с точки зрения эффективности управления, так и с точки зрения общественного мнения. Должна быть цель – подчинить интересы различных религиозных общин государственным интересам в сфере обеспечения безопасности и стабильности общества. Такой подход не нарушает Конституции.
Отстранение религии от политической и социальной жизни государства не может длиться вечно
Сегодня складывается впечатление, что у государства нет уверенности, к чему, в конечном итоге, может привести его бездействие или, наоборот, жесткая позиция. Опасения вполне понятны. Ведь отстранение от политической и социальной жизни государства не может длиться вечно, учитывая динамику развития религии в Кыргызстане. Тем более с каждым годом верующие осознают, что они не только члены общины, но такие же граждане страны и имеют свой политический голос.
В этой связи для государства важно интегрировать мусульманскую общину в общественно-политические процессы страны с тем, чтобы не стать, в конечном итоге, главным объектом для нападок, а встать во главе процесса, показав неразрывную связь государства с культурой и религией мусульманского большинства страны. С ростом религиозности населения с высоких трибун звучат частые ссылки о светскости Кыргызстана. Но не является ли это также обоснованием для давления на религиозные организации?
Узкое понимание светскости не оставляет для верующих пространства для самореализации
Проблема в неоднозначном понимании термина «светскость», каждый толкует его по-своему. Отсюда и неразбериха, которая приводит к сложностям и напряжению между светским и религиозным, переходя на уровень идеологизации, вопросом. Светское устройство общества на современном этапе должно оставаться незыблемым. Но также следует осознавать, что узкое понимание светскости не оставляет для верующих пространства для самореализации.
И одним из основных факторов адаптации ислама и верующих к современным условиям и сложившейся светской системе является реальность национального государства. Ясно одно: появление и существование национального государства со светской системой ценностей и одновременно с мусульманским населением как Кыргызстан — это факт. И если национальное государство старается соответствовать нормам конституционализма (главенство права), то оно должно гарантировать равенство прав, обеспечения всеми необходимыми ресурсами для развития индивидуальной или коллективной идентичности (куда помимо культурных входят и религиозные ценности) своих граждан.
Думаю, важно, чтобы религиозные организации были активными участниками в социальных процессах общества, были встроены в политическую систему государства. Поскольку возрождение религиозных ценностей в народе уже стало устойчивым движением, и национальное государство, как Кыргызстан должно быть легитимизовано в рамках уже самого ислама. То есть, как минимум, должно быть примирение двух ценностных и правовых систем — светскости и ислама в рамках одного национального государства.