«Мифотворчество как способ госуправления»

Автор -

Всего 20 лет назад всем нам, кому, конечно, повезло родиться к тому времени, вбивали в голову совершенно невероятное количество мифов – о «новой человеческой общности – советский народ», о «рывке в развитии научно-технического прогресса в СССР», особенно великолепен был миф о «единодушной поддержке прогрессивным человечеством мирной политики КПСС» и многие другие. Самое смешное, что в эти мифы верили даже те, кто их придумывал.

Но еще более удивительны мифы нынешнего времени. Они от реальности так же далеки, как и те, старозаветные. Их сочинители отличаются от советских, наверное, только одним – хуже образование и уже кругозор.

Один из наиболее активно проталкиваемых, даже на государственном уровне, мифов, о том, что либерализация социальной сферы принесет благосостояние наиболее уязвимым слоям населения, повысит качество образования, и так далее, и тому подобное.

Поневоле вспомнишь Чернышевского… Сказано о России, но вполне соответствует и нашей действительности: «Бедная страна, вечно она донашивает за Европой выброшенные шляпки», – сетовал писатель.

Вот и на нас сейчас пытаются натянуть шляпку явно подобранную где-то на европейской помойке – либерализацию.

Давайте копнем поглубже и попытаемся разобраться, что предлагается и куда нас это заведет.

Начнем с образования… и разрушим его

В программе правительства, к которой, судя по всему, приложили руку любители безраздельно свободного рынка и либеральных свобод, написано: активное привлечение частного сектора в сферу образования. Слова красивые, но что они значат?

Один из адептов и активных сочинителей либеральных мифов недавно опубликовал наивную статью, где из простого посыла «образование – это услуга», путем нехитрых манипуляций сделал вывод, что «внедрение рыночных механизмов эту услугу улучшит». 

Прежде всего, несмотря на то, что образование действительно услуга, образование относится к тому разряду услуг, где внедрение рыночных механизмов приведет к полному разрушению общего образования в том виде, в котором его хотело бы видеть наше «социальное ориентированное государство».

Коммерциализация услуг любого рода, как правило, приводит к тому, что появляется некая элитная разновидность услуги, доступная лишь богатым людям, и другая разновидность той же услуги – для людей попроще, качеством, соответственно, похуже. Что это означает в приложении к образованию, понять не сложно: школы для «простых людей» — те самые, в которые сейчас ходит 90 % детей, в кратчайший срок окончательно превратятся именно в это самое «похуже». Причина проста – богатеи в такие школы своих детей отдавать не станут, да и сейчас уже не отдают. Рейтинги этих школ упадут, соответственно упадет и финансирование, ведь государство намерено ввести подушевое финансирование и единый рейтинг. Больше учеников, выше рейтинг – больше денег из бюджета, а дальше хоть трава не расти. Это не очень хорошо соотносится с теми ценностями, которые проповедуют те же любители либерализма. Они говорят: «Каждый имеет право на образование». Реализацию какого именно права они имеют в виду, если сами же разоряют образовательную систему? Корректнее будет, наверное, сформулировать тезис следующим образом: каждый имеет право на образование в соответствии с размером кошелька родителей – это несколько ближе к реальности. И это на самом деле очень удобно в деле выращивания, так называемых, «элит» общества, где право на хорошее образование, приличную зарплату и обеспеченное будущее, по сути, передается по наследству.

Откуда возьмутся деньги на хорошее образование для своих детей у чабана из далекого села? А если так, то о каком «социальном государстве» нам тут пытаются рассказать сказку? Создается впечатление, что если и дальше так пойдет, государство намерено вообще избавиться от назойливой необходимости выплачивать зарплаты учителям – пусть об этом заботится владелец школы. А уж он сдерет с родителей учеников три шкуры, ведь ему, кроме всего прочего, надо получить прибыль. Бизнес и ничего личного.

Снизить, чтобы повысить

Из той же серии и заявление правительства о снижении количества учебных часов в школах. Заявление парадоксальное: чтобы повысить качество образования, надо сократить количество учебных часов с 1200 до 700, потому что «дети устают» и чтобы было «как во всем цивилизованном мире». Я не хочу тут повторять еще один миф о том, что «советское образование было лучшим в мире», скорее всего, это не так. Но и то, что предлагается, выглядит как откровенная глупость. Представьте себе, что тренер по прыжкам в высоту, чтобы побольше его учеников смогли перепрыгнуть через шест, все время ставит его ниже и ниже, просто на том основании, что дети устают прыгать и им это трудно. Чем закончатся такие тренировки? Палка будет лежать на земле, а ученики будут через нее переползать. Так и система образования постепенно превратится в систему потакания лени. Наверное, со временем, чтобы стать отличником достаточно будет поддерживать температуру тела 36,6 градусов и иметь в портфеле ручку – образование получено. А политкорректные любители либеральной риторики будут радостно потирать руки: у нас нет ни одного двоечника и никто не обижен.

Вообще говоря, хочется сказать таким пропагандистам: «Друзья, учите матчасть». Либеральные ценности не предполагают никакого уважения к любым правам человека, за исключением одного права – права собственности. А все остальное – либо по желанию, либо чтобы все было благопристойно и без шума. Захочет богатый человек поделиться своим богатством – поделится, не захочет – своя рука владыка. До остальных ему дела нет. 

Ленивое государство

Когда государство отказывается от обязанности нести значительную часть социальной нагрузки и перекладывает ее на плечи граждан, перспектива у общества одна – всеобщее одичание и обнищание. Потому что в этом случае значительная часть людей проваливается в болото решения исключительно своих экономических проблем и на то, чтобы задуматься о реальном будущем у них не остается ни времени, ни сил. Может быть, именно к этому нас намеренно и ведут?..

Поделиться