Ирина Дмитриенко: Юракадемия готова к дистанционному обучению студентов

Автор -
659

    Об этом сегодня, 25 июля, в интервью KNews рассказала проректор по учебной работе и инновационному развитию Кыргызской государственной юридической академии (КГЮА) Ирина Дмитриенко.

    В недавнем интервью начальник Государственной инспекции по лицензированию и аккредитации при Министерстве образования и науки Кыргызстана Бакыт Исмаилов сообщил, что в этом году в вузах прием на заочное обучение прекращен и принято решение о переходе на дистанционное образование. Какова готовность КГЮА к такой форме обучения?

    В настоящее в КГЮА ведется подготовка специалистов по дистанционной форме обучения на основании лицензии, выданной Министерством образования и науки Кыргызстана, закона КР «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92; «Положения об образовательной организации высшего профессионального образования КР» от 3 февраля 2004 года № 53, нормативных актов Министерства образования и науки КР; Устава и нормативных документов КГЮА, положенияо системе дистанционного образования КГЮА, утвержденного учебного плана.

    В академии с 2009 года функционирует образовательный портал, который является информационно-образовательной системой и разработан на основе открытой платформы МООДЛ.

    Каждый студент, магистрант и преподаватель КГЮА имеют свой логин и для входа в систему.

    На портале представлен образовательный контент:

    • учебный план;
    • учебно-методические комплексы и рабочие программы в электронном виде по всем дисциплинам учебных планов образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов;
    • учебные пособия и учебники по всем дисциплинам учебного плана – более 2 тысяч 723 электронных учебных изданий;
    • контрольные задания для текущего, модульного, итогового контроля;
    • методические указания по видам учебной работы;
    • тесты для самопроверки;
    • сборники заданий для самостоятельной работы;
    • материалы кейс-стади, деловых игр;
    • лекции преподавателей по всем дисциплинам учебного плана;
    • электронные учебные курсы, разработанные преподавателями КГЮА.

    В академии на протяжении ряда лет ведется подготовка педагогических работников, способных осуществлять обучение дистанционно: организованы курсы повышения квалификации в рамках «Школы педагогического мастерства», создана система обучающих семинаров для преподавателей и сотрудников по организации учебного процесса с использованием дистанционной формы обучения.

    Чем дистанционное обучение отличается от заочного?

    Дистанционное обучение – это кардинально новая, эффективная форма получения высшего образования. Для обучения по дистанционной форме потребуются только компьютер, выход в и веб-камера.

    Заочное обучение, главным образом, базируется на самостоятельной работе студента. Если студент-заочник постигает азы знаний с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям может только два раза в год, в период сессий, то человек, обучающийся дистанционно через Интернет, имеет постоянный контакт с преподавателями.

    На заочном обучении темп усвоения знаний фиксированный и единый для всей группы, а при дистанционном обучении через у каждого студента есть возможность посвятить более сложным и важным для него темам больше сил и времени для углубленной проработки.

    Отличается дистанционное обучение от заочного и организацией учебного процесса. Организация учебного процесса устроена так, что студент постоянно поддерживает связь с вузом и с преподавателями. За каждым студентом закреплен учебный администратор, курирующий весь процесс обучения. Занятия проходят в виртуальной информационно-образовательной среде. Наличие персонального преподавателя по каждой учебной дисциплине и возможность совместной работы с другими студентами позволяет более эффективно осваивать изучаемый материал. При этом вопрос изолированности обучающегося не является актуальным для данной формы обучения.

    Должны ли студенты, обучающиеся в КГЮА, работать за компьютером ежедневно в одно и то же время?

    Нет. Технология обучения предусматривает предоставление обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения – кейсов.

    «Кейс-пакет» включает в себя:

    • график учебного процесса;
    • семестровый учебный план;
    • контактные преподавателей;
    • расписание консультаций преподавателей

    (эти материалы предоставляются студентам в печатном виде);

    • учебно-методические комплексы;
    • электронные учебные курсы по дисциплинам;
    • методические указания по изучению дисциплины;
    • тесты для самопроверки;
    • вопросы к модульному и итоговому контролю, с заданиями для самостоятельной работы с указаниями по их выполнению;
    • лекции преподавателей;
    • разработку семинарских занятий

    (предоставляются на любом электронном носителе).

    Все эти материалы также размещаются и на образовательном портале КГЮА.

    Поэтому выполняют все домашние задания самостоятельно и могут подключаться к компьютеру только для того, чтобы переслать, или наоборот, получить необходимые материалы. Другими словами, вы отсылаете свои письменные работы, чтобы с ними могли ознакомиться преподаватели и студенты, а потом забираете ответы в любое удобное для вас время. В этом и заключается асинхронное общение, что составляет важную особенность дистанционного обучения. Также студенты по расписанию могут получить онлайн консультацию преподавателя и связаться с преподавателем по электронной почте или по скайпу.

    Как обычно проходит процесс обучения?

    Обычно, в начале недели преподаватель пересылает предварительную информацию о тематике на предстоящую неделю и утверждает индивидуальные задания, дает устные и письменные работы. Преподаватель уточняет материал, запланированный на неделю, а также предлагает вопросы по данной тематике.

    На протяжении всей недели самостоятельно выполняют устные и письменные задания, а также участвуют в виртуальных семинарских занятиях группы — это текущий контроль знаний. Также при помощи компьютера можно задавать преподавателю вопросы и получать консультации. Учебный процесс со студентами дистанционной формы обучения основывается на чередовании контактных часов под руководством преподавателя и самостоятельной работы студентов.

    В течение семестра в соответствии с расписанием посещают аудиторные занятия 1 раз в неделю (до 6 часов) или общаются с преподавателем-консультантом с помощью различных средств телекоммуникаций (контактные часы). Количество контактных часов определяется рабочим учебным планом (до 50 % от общего количества часов, отводимых на изучение дисциплины). В КГЮА обучение по дистанционной форме ведется с применением модульно-рейтинговой технологии. Текущий и модульный контроль осуществляется в электронном виде. Работы присылаются студентами, затем распечатываются и раздаются для проверки преподавателям. Преподаватели в ведомости выставляют баллы за модули, которые учитываются при выведении итогового балла по дисциплине. Но промежуточные и итоговые зачеты принимаются профессорско-преподавательским составом у студентов, обучающихся по дистанционной форме, при непосредственном общении, в стенах академии.

    Скажите, не сказывается ли отсутствие студентов на занятиях и общение только через на качестве образовательного процесса?

    Отсутствие прямого общения, конечно же, имеет свои недостатки, но это ни в коей мере не сказывается на качестве обучения. Самая главная проблема заключается в отсутствии прямого визуального контакта. Но студенты и преподаватели смогли найти другие способы, компенсирующие этот недостаток. Обучающие материалы и сама методика преподавания адаптированы к условиям, когда информация воспринимается исключительно визуально, пользуясь преимуществами интерактивных средств. У всех студентов дистанционных групп есть одинаковые возможности для активного участия в семинарских занятиях. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержку и понимание каждому члену группы. При этом полностью исчезает изолированность, которая характерна для заочного обучения. Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как студенты постоянно обмениваются информацией.

    Наш опыт свидетельствует, что электронный учебный процесс требует от всех его участников (студентов, преподавателей, учебной администрации) не только компетентности в использовании компьютера и -ресурсов, но также целеустремленности, сообразительности, инициативы и дисциплины, т.е. всего того, что необходимо для успеха в современном мире.

    Имеется ли в КГЮА, кроме образовательного портала, дополнительное оснащение?

    Конечно. По лицензионным требованиям Минобразования результаты сдачи зачета или экзамена должны записываться на электронный носитель, который будет храниться в личном деле студента. В академии учебные аудитории оснащены специальным оборудованием, с помощью которого ведется круглосуточное видеонаблюдение за всеми учебными аудиториями с последующим архивированием видеоматериала на сервере КГЮА.

    Кроме этого, организован отдельный компьютерный класс дистанционного обучения для студентов, учебные аудитории оснащены специальным оборудованием для обеспечения возможности проведения занятий с использованием современных информационных образовательных технологий. Региональные учебные подразделения (Иссык-Кульский юридический институт, Таласский юридический факультет, Нарынский юридический колледж) включены в локальную сеть КГЮА. На их базе будут организованы точки доступа к образовательному порталу студентов из регионов.

    Сегодня, благодаря проделанной коллективом КГЮА работе, академия готова к реализации основных образовательных программ по направлениям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика» (профиль «Налоги и налогообложение») по дистанционной форме обучения.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться