Парламентские выборы — толчок для решения проблемы с регистром населения

Автор -

Ежегодно в рамках различных проектов Правовая Клиника «Адилет» оказывает услуги уязвимым слоям населения, около 30 % наших клиентов, независимо от направления проекта, занимаемся ли мы проблемами детей, женщин, инвалидов или пенсионеров, обращаются к нам из-за того, что у них нет документов. В результате эти люди лишаются доступа к социальным услугам, образованию и медицине — они не могут оформить и получить пособия, устроить детей в школу, устроиться легально на работу, платить налоги, не могут лечиться, голосовать и так далее. И все это связано с одной проблемой — отсутствием документа удостоверяющего личность (паспорта) и регистрации на территории того или иного населенного пункта. Основная причина, по которой у них нет документов, это усложненная, бюрократическая система оформления документов, которая тесно связана с существующей системой регистрации. Гражданин Кыргызстана, поменявший место жительства и регистрацию или при изменении семейного положения, должен будет в обязательном порядке поменять и паспорт.

«За реформу системы регистрации с целью обеспечения прав граждан КР» — это проект, логическое начало которому было положено еще в 2009 году. С каждым годом обращающих в ПК «Адилет» по вопросам документирования становится все больше, и более того, наблюдается рост не документированных второго поколения, когда из-за отсутствия документов у родителей не документируются дети. И этот факт создает проблемы как для граждан, так и для государства, и их необходимо начать решать сейчас. В рамках реализации этого проекта мы запланировали мероприятия, деятельность которых будет связана с разработкой новых проектов законов по вопросам регистрации и документирования населения совместно с заинтересованными государственными органами. Также мы продолжим оказывать бесплатную юридическую помощь в виде консультаций и представительств целевой группе проекта. Еще один важный компонент проекта – это обучение госслужащих (сотрудников паспортных столов и ЦОНов по всей республике) и самих бенефициаров.

Упрощенная система

Сейчас система получения паспорта намного упрощена благодаря утвержденной в 2011 году Инструкции № 332. Если раньше надо было предоставить в паспортный стол около 20 различных справок, то сейчас необходимо собрать только 6 документов. Но, на этом нельзя останавливаться. Когда мы говорим, что, систему регистрации (прописки) населения необходимо менять, у некоторых складывается мнение, что мы предлагаем отменить прописку совсем. Это не так. Мы предлагаем упростить сам процесс, чтобы люди не опускали руки из-за сложностей процедуры документирования, а наоборот, чтобы у них появилась заинтересованность. Регистрация, по сути, должна носить уведомительный характер, а не разрешительный, как сейчас. Наши граждане сейчас страдают от того, что, из-за отсутствия регистрации не могут получить паспорт. 

Но для того, чтобы эти изменения начали работать, должен быть единый реестр населения. Над этим сейчас начало работать государство в связи с предстоящими выборами. Мы начали об этом говорить еще 4 года назад, но только сейчас в связи с предстоящими выборами, наконец-то начали предприниматься какие-либо действия. Постановление правительства, принятое в октябре 2013 года, относительно регистрации и снятия граждан с учета, также вносит существенные изменения, но его необходимо «обкатать» на практике.

Сейчас мы же хотим использовать политическую составляющую для того, чтобы максимально продвинуть этот процесс. Естественно, мы создавать этот регистр не можем, хотя мы и говорили об этом гораздо раньше, чем госслужащие, мы не те люди, которые принимают решения. Основная наша задача — помочь технически, экспертно в создании нужных нормативно-правовых актов.

В идеале графа по прописке из паспорта тоже должна была быть убрана. Мы предлагали это и при разработке последнего положения в 2013 году, но проблема заключается в том, что с этим не согласны правоохранительные органы, которые ссылаются на борьбу с оргпреступностью. Но это надуманные предлоги, потому что на самом деле все у нас знают, кто является членом ОПГ, кто в каких группировках состоит, и меньше всего их свобода перемещения связана с пропиской.

С 2009 года мы работали над тем, чтобы актуализировать эту проблему, донести до государства ее наличие. Была жесткая дискуссия, нас обвиняли в том, что мы лоббируем западные интересы, пытаясь отменить систему прописки. Сейчас время показало, что наши предложения оказались верными, потому что это облегчает жизнь людей. Но не всегда проблему видят те люди, которые принимают решения. Как только ты попадаешь во властную структуру, ты настолько удаляешься, что перестаешь видеть проблемы простых граждан. Они ведь не стоят в очередях, не собирают месяцами справки, они просто не знают о существовании проблемы.

Даже горожане говорили, что отменяя систему прописку, мы хотим, чтобы город погряз во внутренних мигрантах, чтобы произошел рост преступности. На самом деле преступность растет не от того, что человеку дают возможность легализовать себя там, где он де-факто проживает, а из-за того, что человеку не дают такую возможность, чтобы он мог легально работать, отдавать ребенка в детский сад, чтобы он был вовлечен в социальную жизнь государства. Если человек все время находится на положении нелегала и у него не будет доступа ни к чему, это и будет приводить к росту преступности, снижению уровня образованности этого социума, к росту смертности, заболеваемости, коррупции.

«Люди-невидимки»

К нам приходят клиенты, которые никогда не имели документов. Например, недавно пришла женщина с ребенком, маме 40 лет, и у нее нет паспорта, ребенку 14 лет, у него нет свидетельства о рождении, потому что у мамы нет паспорта. Но ребенок учится в одной из городских школ. Как его туда приняли? Мама дала денег нужным людям, чтобы решить эту проблему. Потому что в Кыргызстане легче дать взятку, чем собирать все эти справки. Ребенок учится в 7-классе, вроде бы он есть, живой человек, а по сути, де-юре, его не существует. При получении паспорта возникнут еще большие проблемы, и родителям придется заплатить гораздо больше денег. А если они этого не сделают, ребенок не сможет поступить в вуз, не сможет устроиться на работу, он будет выкинут из нормальной жизни.

Особую озабоченность у нас вызывают такие «люди-невидимки», которые никогда не получали документов. В прошлом году мы совместно с коллегами из других организаций проводили исследование в 11 новостройках вокруг Бишкека. В результате было выявлено 1 тыс. 577 человек, которые никогда не получали документов. Из них 406 – дети. Это наши граждане, но из-за отсутствия документов их де-юре не существует.

Мы надеемся, что при составлении единого реестра они попадут в него. Поэтому мы хотим предложить государству провести краткосрочную амнистию, это практикуется во многих странах в отношении нелегальных мигрантов. Но тут речь идет о легализации наших собственных граждан, которые здесь родились, всю жизнь прожили. Мы предлагаем провести амнистию, на основании каких-то минимальных требований выдавать документы для того, чтобы они попали в единый реестр населения. Если снова 10 % граждан останутся на правах нелегалов, то дальше эта цифра будет только расти, потому что, несмотря на свое положение, люди продолжают жениться и рожать детей. Потом всех легализовать будет сложнее. И реестр вновь не будет отражать реальную картину количества населения Кыргызстана.

Единый реестр населения нужен не только для выборов, но и для реального планирования бюджета

Почему для государства важна реальная картина? При планировании различных программ, при выделении денег для развития того или иного региона, города, утверждается бюджет, который привязан к количеству населения. Например, возьмем какой-нибудь район, где де-юре проживает 5 тыс. человек, де-факто же из 5 тыс. в районе осталась 1 тыс., а остальные уже где-то на просторах России или не прописанные проживают в Бишкеке. А деньги-то из бюджета выделяются на развитие района в расчете на 5 тыс. человек! В результате у нас получается неравномерное распределение бюджетных денег – город задыхается от переполненности школ, детских садов, лечебных учреждений, а в районах все пустует, но деньги из бюджета выделяются. И это, конечно же, поле для злоупотреблений, коррупции и роста социальной напряженности там, где все переполнено.

Все недовольны тем, что в городе не хватает детских садов, дети спят по трое в одной кровати. Почему так происходит? Потому что в этом районе согласно Нацстаткому проживает гораздо меньше детей, чем на самом деле. Или возьмем вывоз мусора, каждый гражданин должен за это платить. У нас в городе вроде много контейнеров. Но многие граждане просто не платят за вывоз мусора, потому что официально не проживают по тем адресам, по которым фактически живут. А коммунальные услуги? Как в этой связи мэрии планировать свою работу, если ты не знаешь, сколько де-факто у тебя в районе проживает людей?

Сегодня в новостройках люди ничего не платят, но при этом постоянно требуют. Город не может реализовать программу развития, потому что у нас очень много людей, которые живут в городе, но фактически никакого вклада в бюджет не вносят.

Списки избирателей — одна из актуальнейших тем сегодня, поскольку привязана к выборам, но на самом деле это проблема глубже, в едином реестре заинтересованы должны быть сами граждане. Единый реестр населения нужен для нормального бюджетного планирования и контроля над выделенными средствами. База данных нужна для того, чтобы развивать страну и бороться с коррупцией и разного рода злоупотреблениями.

Поделиться