Гульнара Джурабаева: При проведении выборов по новым правилам вся ответственность за качество выбранной власти будет лежать на избирателях

Автор -
360

Правила проведения выборов вновь изменены, были приняты и подписаны поправки в закон о выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша. Заместитель председателя ЦИК Гульнара Джурабаева в интервью KNews рассказала, как будут проходить выборы в парламент, зачем нужна биометрика и новые технологии.

Был принят новый закон о выборах, расскажите, что изменилось?

В соответствии с поправками в закон есть несколько принципиальных моментов, которыми будут сопровождаться эти выборы Жогорку Кенеша. Первое — ответственным за списки избирателей становится уполномоченный государственный орган в лице ГРС, которая формирует список избирателей на основе регистра населения с биометрическими данными. Эта норма позволяет автоматизировать процесс идентификации избирателей. К сожалению, до сегодняшнего дня на выборах применялись разные грязные технологии, те же карусели, когда один человек голосует неоднократно или голосует за другого гражданина. Во избежание этого необходимо составить точные списки избирателей, и точно их идентифицировать.  

Второй момент — наблюдатели и избиратели жаловались на то, что им выдается один протокол, а вышестоящей избирательной комиссии — другой, говорили о том, что в ходе подсчета бюллетеней кто-то случайно, а кто-то намеренно допускает ошибки, соответственно получается неверный подсчет голосов. Поэтому было предложено использовать сканирующую урну, которая сама подсчитывает распределение голосов. Урна должна подсчитать количество голосов и в конце дня выдать итоги по партиям и кандидатам и сразу же передать предварительные данные на центральный сервер.

Но электронный подсчет будет сопровождаться и ручным подсчетом голосов. Даже было заявлено, что в случае несоответствия за основу берутся результаты ручного подсчета. Зачем нужно тратить большие суммы и закупать новые технологии, если в итоге все равно будет ручной подсчет, и его результаты будут основными?

В ходе обсуждения с депутатами были некоторые сомнения, высказывались мнения, что программа может дать сбой или кто-то намеренно может искажать волеизъявление граждан. Именно поэтому было принято решение, что электронный подсчет должен сопровождаться ручным подсчетом голосов. Электронная урна выдает протокол, а члены избирательной комиссии и наблюдатели также перечитывают бюллетени и убеждаются, насколько достоверны итоги автоматизированной урны. УИК на своем заседании рассматривает и сопоставляет данные, если возникает разница между электронным подсчетом и ручным, то за основу берется ручной подсчет.

Нужно понимать, что если будут различия в подсчетах, то выбираются результаты ручного подсчета и объявляются, как конечные итоги. Это означает, что результаты будут пересчитываться, будут проверяться все бюллетени, список избирателей, сколько бюллетеней выдано, сколько собрано. Например, если проголосовало 800 человек, а извлекли 850 бюллетеней, это означает, что 50 бюллетеней заброшено, и итоги голосования на этом участке нельзя признавать.

Люди пока еще не доверяют машинам, чтобы ввести только электронный подсчет голосов, поэтому было решено делать 2 подсчета. Это будет еще одна мера контроля, тем самым это должно укрепить доверие к выборам и итогам голосования.

Оборудование уже закуплено? И сколько на это понадобилось средств?

В соответствии с меморандумом с Корейским агентством по международному сотрудничеству (KOICA) нам предоставляется 710 единиц автоматизированных урн. 206 урн у них же заказывает для нас Швейцарское посольство. Получается, что 916 урн нам передают доноры, они будут использоваться на 458 участках в Бишкеке и Оше. Но для пилота мы попросили, чтобы нас сейчас обеспечили 100 урнами, чтобы провести выборы в айыльных кенешах.

Со стороны корейских доноров будет выделено $5 млн, в эту сумму входит не только стоимость автоматизированных урн. Нужно понимать, что будет работать целая система, а не только автоматизированные урны, это ведь не телевизор, который просто нужно подключить. Должна быть передача данных, необходимы каналы связи, нужен сервер, программное обеспечение, система защиты данных. Доноры нам обеспечивают не только урны, но и модернизацию серверной комнаты в соответствии с международными стандартами, программным обеспечением, обучением специалистов и так далее.

Нам еще необходимо будет закупить 2 тыс. 900 урн, на них будут выделены деньги из бюджета. Мы запросили $6 млн 150 тыс. Пока они не выделены.

Получается, что до парламентских выборов вы проведете тест новых технологий?

17 мая у нас пройдут выборы в 15 айыльных кенешах, во всех 49 участках будут использоваться автоматизированные урны. И мы сможем в результате этого пилота посмотреть, какие сложности могут возникнуть, как система себя покажет. Кроме того, в 3 айыльных кенешах на 7 избирательных участках будет применяться автоматическая идентификация граждан на основе паспорта и отпечатка пальца. И сами наблюдатели, представители кандидатов смогут увидеть, как будет применяться биометрика, как будет проходить жесткий учет бюллетеней, будет сопоставляться количество идентифицированных граждан, количество выданных бюллетеней и количество извлеченных из урн бюллетеней.

При мажоритарных выборах очень сложная процедура подсчета голосов, в одном округе разыгрывается 5 мандатов, соответственно в одном бюллетене должно быть не больше 5 галочек, подсчитывать это сложно, а машине это сделать очень просто. Потом, конечно, будет ручной подсчет и будет выясняться, совпадают ли результаты. Когда итоги голосования будут доставляться в ТИК, там тоже будут сопоставлять электронный и бумажный протоколы, при этом на центральном сервере уже будут предварительные итоги, которые напрямую будут поступать из избирательных участков. Раньше данные вводились в территориальной избирательной комиссии, и если результаты подменялись, то в нашу систему уже вносились искаженные данные. А здесь будет инструмент проверки, можно будет узнать, насколько правильный протокол из УИК привезли в ТИК.

Сейчас в обществе возобновились споры относительно сбора биометрических данных. Часть граждан считают норму неконституционной. Что Вы можете сказать по этому поводу? Можно ли было применять какие-то другие технологии, которые не требовали бы биометрической регистрации? Также некоторые граждане опасаются за сохранность своих данных.

На Западе даже можно без документов голосовать, просто приходить на участок и называть свое имя. Как вы думаете, у нас такое может быть? Мы знаем, как всегда проходили выборы. Кандидаты наперегонки друг с другом борются за влияние на избирательные комиссии вместо того, чтобы работать с избирателями. Этого не должно быть. Для этого и вводится такое понятие, как наличие биометрики при голосовании.

Я хочу отметить, что в Конституции также не прописано, что избиратель должен явиться на участок с паспортом, но это предполагается, потому что человек должен быть идентифицирован. Биометрика также является способом идентифицировать граждан, данные будут предъявляться наравне с паспортом. Любое право предполагает некие действия со стороны гражданина тоже, например, право на высшее образование тоже нужно заработать, закончить школу или пройти ОРТ, человек не может без этого получить высшее образование. Точно так же здесь, если вы хотите реализовать свое право голосовать, то должны выполнить определенные условия, иметь паспорт и сдать биометрику.

Когда наши граждане едут в Европу, то сдают свои биометрические данные, чтобы получить шенгенскую визу, для американской визы отпечатки пальцев тоже нужны. Почему у них тогда не возникает вопрос об ущемлении прав? Почему для собственного государства сдать биометрику нельзя, сделав тем самым более эффективным не только процесс голосования, но и создав возможность в будущем получать государственные услуги через инфоматы, не соприкасаясь с чиновниками? В Монголии граждане только за один год через эти инфоматы получили  более 400 тыс. услуг.

Что касается сохранности данных, то нужно понимать, что закупался высокоинтеллектуальный продукт. При сборе биометрических данных заложена такая программа, которая сразу же шифрует твои отпечатки пальцев. В виде графического рисунка отпечатки в базе данных не хранятся, они хранятся в виде цифрового кода. Этот код ничего не даст простому пользователю, даже если украсть его. Этот цифровой код может быть дешифрован только в центре обработки данных, там есть свой дешифратор. Когда начали собирать данные, стали говорить, что пропали флешки, токены, но они сделаны таким образом, что их не вставишь в обычный компьютер и не увидишь, что там содержится. Их можно увидеть только в центре обработки данных. Любая попытка вмешательства автоматически уничтожает данные, извлечь их невозможно. В ноутбуках тоже ничего не сохраняется, все автоматически передается в базу данных. Держателем базы данных является ГРС, ни ГКНБ, ни МВД к базе данных не имеют доступа, они только могут прислать в ГРС отпечатки пальцев преступника для его идентификации или наоборот, посылают отпечатки пальцев пойманного преступника для зачисления в базу данных.

Есть намеренное введение в заблуждение граждан. Мы видели, как проходило обучение людей для применения грязных технологий на выборах. Это целая армия подготовленных людей для использования грязных технологий на выборах. Конечно, им невыгодно введение биометрики, им легче подкупить членов участковой комиссии и получить желаемый результат, чем работать с гражданами, убеждать, что ты лучший, это нужно доказать 2,5 млн гражданам, проще подкупить 2,5 тыс. членов избирательных комиссий.

Есть вероятность того, что при необходимости биометрических данных количество граждан, участвующих в выборах, сократится?

В 2011 году на выборы пришли 1 млн 800 человек. Фактически у нас в стране количество голосующих регулярно меньше 2 млн, и то, нужно учесть, что возможно были вбросы бюллетеней в пользу разных кандидатов. Сейчас более 2,5 млн человек прошли биометрическую регистрацию, если даже 1 млн 600 тыс. человек из них проголосуют, то это будет не так плохо, не намного меньше, чем голосовали раньше. Есть возможность, что количество голосующих, наоборот, возрастет, и это будут реальные цифры, потому что использовать грязные технологии уже не будет возможности.

А Вы можете сказать, что совсем не будет возможности использовать такие технологии и подтасовывать результаты выборов, или какие-то лазейки все же будут?

Как они могут быть? На каждом участке будет свой ноутбук со списком избирателей с биометрическими данными, которые проживают на территории этого участка. Все. Больше ничьих имен в списке нет. У оператора нет возможности дополнить список. Он может только идентифицировать пришедшего избирателя, вводит его пин-номер, берет отпечатки пальцев, компьютер сопоставляет отпечаток пальцев с ранее сданными, содержащимися в базе данных. Если это тот человек, то появляется фотография и имя, если нет, то ты даже не сможешь идентифицироваться, получить бюллетень и проголосовать.

Раньше избиратели говорили, что народ обманули, что неправильно подсчитали итоги выборов. Теперь вся ответственность за качество выбранной власти будет лежать на народе. Теперь, когда мы будем контролировать каждый этап, и люди смогут убедиться, что нет никаких каруселей, подмены протоколов, голосований за другого, они будут понимать, что именно они выбрали себе такую власть. И если они чем-то недовольны, им придется терпеть это 5 лет. В конце концов, мы не можем все изменения делать революционным путем. Любая революция — разрушение страны, государства, она несет в себе большие риски.

Поделиться