В Кыргызстане пытают не только в милиции, но и в психбольницах

    Автор -
    1014

    Всего два сотрудника милиции за 13 лет осуждены за пытки задержанных. Об этом K-News рассказал председатель Координационного совета коалиции против пыток Сардар Багишбеков.

    Активист рассказал редакции о деятельности коалиции и о пытках сотрудников правоохранительных органов над задержанными.

    — Чем занимается коалиция, и в каком году она образовалась?

    — Коалиция – это неформальное объединение, по сути, это правозащитные организации, занимающиеся проблемами пыток и жестокого обращения в органах правопорядка в различных уголках нашей страны. В разное время создавались всякого рода некоммерческие организации в регионах Кыргызстана, которые вовлекались в проблематику пыток и пробовали самостоятельно решать эту проблему на местах.

    В 2007 году намерено было объединить наши усилия. Такие коалиции существуют в Казахстане и Таджикистане. Многие хорошо известны. Основное направление – предоставление помощи лицам, пострадавшим от пыток, и членам их семьи.

    — Сколько обращений в год поступает в организацию?

    — В разные периоды члены коалиции получают много обращений. Ежегодно мы фиксировали до 200 и более заявлений на пытки. В органы прокуратуры обращаются от 200 до 270 лиц, пострадавших от жестокого обращения. Это только те, которые проходят официальную регистрацию. Здесь мы еще опускаем цифры, так как некоторые жертвы не могут обратиться или боятся, либо не надеются на помощь. 

    В настоящее время члены коалиции ведут более 46 дел по пыткам. Сложно дать статистику годовую, так как дела длятся годами.

    — Тесно ли сотрудничают с вами прокуратура или суды?

    — Уголовные дела проходят очень сложно как на стадии следствия, так и на стадии рассмотрения дела в судах. В 2003 году в Уголовный кодекс включена статья «пытки». За 13 лет у нас практически не сформировалась практика привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов за совершение пыток в отношении граждан. По нашей статистике, пыткам подвергается молодое население нашей страны от 18 до 46 лет. Большинство жертв пыток – молодые люди кыргызской национальности. Чаще всего пытают молодых парней.

    В среднем 87% всех пыток производятся в органах внутренних дел, то есть чаще всего пытают в милиции. За 13 лет к ответственности привлечено всего 2 человека за пытки.

    Самый больной вопрос заключается в том, что государство не может обеспечить безопасность своих граждан от органов. Когда мы говорим о пытках, основным субъектом выступает должностное лицо. Если государство в случае применения пыток не предпринимает соответствующие меры для эффективного расследования и, соответственно, для привлечения к ответственности, то получается, что государство санкционирует эти пытки. Словом, можно сказать, что оно «дает добро» сотрудникам милиции на пытки, при этом требуя раскрытие дел и результаты. Это самое ужасное в этой ситуации.

    Когда активисты хотят добиться возбуждения уголовного дела в прокуратуре или ускорить эффективность рассмотрения уголовного дела, то в нас тычут пальцем и «ставят палки в колеса».

    — Какие виды пыток распространены в стенах милиции?

    — Виды пыток достаточно разнообразные: если в 2008 году мы фиксировали пытки, применяемые путем избиения руками и ногами и тяжелыми предметами, такими как дубинки и палки, пластиковые бутылки, то сейчас пытают и издеваются, надевая пакеты на голову. В этот момент наступает задержка дыхания, то есть наступает кратковременная асфиксия, и человек теряет сознание, после этого он готов подписать любые признания. В отношении несовершеннолетних применяются угрозы.

    Что касается женщин, то к ним применяют насилие в виде избиения и сексуального характера. К счастью, женщины меньше подвергаются пыткам.

    — Кроме органов милиции, где еще имеют место  пытки?

    — В психиатрических больницах тоже есть факты насилия. По данному направлению работа ведется недостаточно ввиду удаленности этих учреждений. Очень сложно мониторить и выявлять, реагировать на эти факты. Сами пациенты не имеют возможности обратиться к нам. Даже если они жалуются, им не верят, заявления не принимаются всерьез.

    Поделиться