Неделя политики: мы — мирные люди, но наш бронепоезд…

Автор -
695

Аресты Сапара Исакова, Кубанычбека Кулматова и Осмонбека Артыкбаева, безусловно, являются весомыми политическими событиями уходящей недели. Но главным все же стали не они.

Экс-президент Алмазбек Атамбаев выпустил заявление по поводу ареста всех троих и ситуации в целом. Зная импульсивность Атамбаева, все ждали, что он начнет метать громы и молнии и призывать своих сторонников выйти на площадь.

Однако не произошло ни того, ни другого. Атамбаев заявил:

«СДПК намерена действовать исключительно в рамках закона и Конституции КР, требовать законности, апеллировать к общественному мнению, отстаивать права и законные интересы наших товарищей. В то же время во избежание провокаций призываю вас, уважаемые соотечественники, воздержаться от любых неправовых методов борьбы».

Эти-то слова — и есть главное политическое событие недели. Атамбаев обозначил свою позицию: никаких митингов, ребята, действуем в рамках закона. Плюс экс-президент предупредил народ: если кто-то и начнет митинговать, то к этому он никакого отношения не имеет. Бывали прецеденты, когда по дворам в регионах ходили какие-то неизвестные люди и раздавали деньги от имени какого-либо политика, чтобы выйти на митинг в его поддержку, а в итоге это оказывалось неправдой. Врагов у Атамбаева много, и на такую акцию способен каждый из них, кто богат и не ленив. И Атамбаев это знает. Поэтому явно решил на всякий случай подстраховаться.

Помимо этого, Атамбаев фактически взял всю ответственность на себя и судя по всему готов ответить на любые неудобные вопросы со стороны интересующихся ведомств: «Также, официально заявляю, что ни тогдашний заведующий отделом Аппарата президента Исаков С.Дж., ни Кулматов К.К. в бытность мэром Бишкека не правомочны были принимать самостоятельно решения, которые положены в основу выдвинутых следствием обвинений. Несмотря на их абсурдность, я до сих пор воздерживался от публичных заявлений, чтобы дать возможность правоохранительным органам самостоятельно разобраться в сути дела. Однако, сегодня я вижу, что им была поставлена задача под любым предлогом арестовать Исакова С.Дж. и Кулматова К.К.

Все стратегические решения по реконструкции ТЭЦ за счет связанного кредита  КНР, в том числе о согласии на выбор подрядчика китайской стороной, а также решение о перенаправлении иностранных грантовых средств на строительство школы в жилмассиве «Калыс Ордо» принимались мной, как главой государства, и правительством страны после всесторонних обсуждений с руководителями соответствующих государственных органов. Ключевая роль президента страны в принятии таких решений обусловлена сложившимся дефицитом ответственности государственных органов и служащих, обязанностями главы государства во внешней политике, а также требованиями о реализации Национальной стратегии устойчивого развития.

То же самое относится и к реализации других национальных проектов, целью которых также было укрепление государственной независимости Кыргызской Республики и ее суверенитета».

Оппоненты Атамбаева расценили политическое заявление как чуть ли не чистосердечное признание. Хотя, по тону заявления, экс–президент считает верными решения по реализации стратегически –важных экономических проектов.

Заметили, что в заявлении экс-президента прозвучало слово «провокация»? Кто бы ни занимался у Атамбаева анализом информации, он все рассчитал верно. Наблюдатели уже отметили, что аресты Исакова, Кулматова и Артыкбаева выглядят вполне логично, если ставят перед собой цель спровоцировать Атамбаева на митинги, а потом — арестовать его, как главного смутьяна. Иначе зачем было накануне брать с того же Исакова подписку о невыезде? Арестовывали бы уже сразу. Придумать под это дело некие «вновь открывшиеся обстоятельства» — вопрос двух минут: методов против Атамбаева у государства все равно больше.

6 июня на сайте change.org появилась петиция, в которой авторы написали: «Требуем справедливого расследования модернизации ТЭЦ и изменения меры пресечения Сапару Исакову». Там сказано:

«Сапара Исакова обвиняют «в коррупции», а именно в «лоббировании компании TBEA», являющейся генподрядчиком модернизации ТЭЦ Бишкека. В 2013 году Сапар Исаков занимал должность заведующего отделом внешней политики, отвечал за подготовку государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан. В его полномочия входила только техническая подготовка документов к подписанию руководителями двух стран».

В свою очередь, на несуразность ареста Кулматова указал в СМИ его адвокат Сергей Слесарев:

«Постановление о взятии под стражу моего подзащитного незаконно и необснованно. В суде я просил запросить у Генпрокуратуры документы и материалы, связанные с проверкой наличия или отсутствия гражданства России у Кубанычбека Кулматова в 2010-2011 годах. У Генпрокуратуры есть ответ российского суда о том, что он не является гражданином РФ. Это нужно для того, чтобы суд еще раз увидел, что это основание для ареста ничем не подкреплено. Уголовный процесс не предусматривает изменение меры пресечения при таких обстоятельствах, которые озвучили в суде. Есть два основания взятия под стражу: новые обвинения или нарушение подписки о невыезде».

Подписку о невыезде Кулматов не нарушил. Можно, конечно, сейчас говорить, что он просто не успел это сделать. Но как быть с таким основанием, как «новые обвинения»? По логике вещей, если бы они были, общественность об этом узнала бы сразу. Поставим себя на место следствия в нынешних условиях. Будь новые обвинения, их бы озвучили моментально — чтобы показать: «Вот, как умеют работать борцы с коррупцией». Но вышло так, как вышло.

Все же странная ситуация: с высоких трибун в Кыргызстане говорят о законности и правовом государстве, а с другой — позволяют себе эти законы нарушать. Не потому ли сейчас все чаще борьбу с коррупцией при Жээнбекове называют кампанейщиной?

Более того: «неудобные вопросы» в соцсетях задаются все чаще и чаще. Например, спрашивают: «А как фамилия спикера Жогорку Кенеша, при котором за то, чтобы ТВЕА модернизировала Бишкекскую ТЭЦ, проголосовали сразу в трех чтениях? Почему тогда ни он, ни кто-то другой не возмутились?». Ответы на эти вопросы мы предлагаем найти читателю самому. Скажем только, что совсем скоро перед президентом Жээнбековым может встать непростой выбор: родственные узы или справедливость? Потому что, как ни крути, а в деле с китайским кредитом делать виновными только Исакова и Артыкбаева — неверно ни политически, ни юридически: слишком много фигурантов.

Можно точно сказать, кто в этом не виноват. Их — всего семеро, не считая тех, кто в этот день отсутствовал: Курманбек Абдиев, Омурбек Абдырахманов, Мыктыбек Абдылдаев, Кенжебек Бокоев, Улугбек Кочкоров, Кантемир Мурзабеков и Бакыт Шаршеев. А вот 90 человек придётся привлекать всерьёз, ибо незнание законов не освобождает от ответственности.

Можно, (если исходить из обвинений в адрес Исакова) назвать поименно и самыми активными лоббистами этого проекта 12 депутатов — они даже ездили в Китай за счет исполнителя. Ими были Чыныбай Турсунбеков, Мурадыл Мадеминов, Токтогул Туманов, Малик Осмонов, Абдулатип Режавалиев, Карганбек Самаков, Райкан Тологонов, Азамат Арапбаев, Абдимуталип Кочкорбаев, Бактыгул Маматов, Равшан Жээнбеков и Исхак Пирматов. Правда, последние двое во время голосования отсутствовали.

Только тут тоже много вопросов возникает, можно ли просто поездку за счет инвесторов называть лоббированием?

Так что, все разборки вокруг китайского кредита сейчас — это ругань на палубе корабля. Причем, попавшего под угрозу затопления от своей собственной торпеды, хоть и с китайской «начинкой».

И чуть было не забыли упомянуть о том, что уже часто звучат требования о начале расследования  ряда фактов о возможных коррупционных делишках, озвученных в СМИ в отношении Раима Матраимова. Последний не теряет надежды, что победит в суде и вернется на свою должность.

Асан Эралиев

Поделиться