Дильбар Ашимбаева: «Самый распространенный подарок для иностранных гостей — это наше кыргызское пальто, только в современном виде»

Автор -
2088

Ведущий дизайнер страны Дильбар Ашимбаева в интервью K-News рассказала о своих звездных клиентах, масштабных проектах, любимых дизайнерах и Домах мод, а также поделилась своими планами на ближайший год.

Как зародился Ваш стиль «этношик»?

В начале моей дизайнерской деятельности я не ориентировалась на наш внутренний рынок. Так получилось, что я участвовала во всякого рода международных выставках в Голландии, Англии, Германии. Я обратила внимание, что больше всего пользуется спросом и к чему проявляют интерес — к стране, к национальным элементам декора. Я поняла, что смогу быть идентифицированным дизайнером, если буду раскрывать именно национальные традиции. Потому что это интересней, и у меня больше шансов о себе заявить. Я начинала, как художник по костюмам исторических фильмов, шила костюмы для этнографических коллективов, тогда только открылась группа «Ордо Сахна».

Постепенно я поняла, что можно шить очень современные вещи. Тот же чапан может быть вечерним пальто. Так, например, работает Дом «Kenzo». Дому моды «Dilbar» 8 лет, а дизайнером я работаю 22 года.

Мы работаем в стиле «этношик» на базе культур стран Великого Шелкового пути. Но все наши изделия сделаны языком европейского дизайна.

Сейчас 90 % покупателей – это наши граждане. Я начинала тогда, когда 90 % моих покупателей были иностранцы, в частности, американцы. Вот почему в США меня больше знают. На американском рынке мы более известны.

Ваши наряды были предоставлены в качестве подарков высокопоставленным иностранным гостям. В частности, женам президентов России Наине Ельциной и Людмиле Путиной. А какие это были подарки?

Разные были подарки. Точно не помню. Аксессуары, сумочки, шарфы, платья. Самый распространенный подарок для иностранных гостей – это наше кыргызское пальто, только в современном виде. Майрам Акаева (прим. ред. — жена экс-президента страны Аскара Акаева) заказывала подарки на все официальные визиты. Она была самым активным и самым грамотным заказчиком. У нее был хороший вкус, она знала размеры, знала, какой цвет выбрать. Не так, чтобы формально был подарок, а чтобы он действительно понравился. Например, заказывала подарки для императорской семьи Японии. А это очень серьезно. В бакиевский период практически ничего не заказывали. Отдельные бизнесмены заказывали подарки для Владимира Путина. При Розе Отунбаевой мы выполняли заказ для Хилари Клинтон, для семьи премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и кабинета министров. В ближайшие дни запланирован визит в наш магазин жены президента Турции. А ранее наш магазин посетила жена премьер-министра Турции.

На какую сумму была покупка жены премьер-министра Турции?

Не такая астрономическая, как хотелось бы. Приличная сумма.

К Вам поступали заказы для чиновников, президентов стран?

У нас есть мужская коллекция, но чаще это частные заказы. Очень многие кыргызские диаспоры заказывают для высокопоставленных чиновников России и в качестве подарков презентуют чапан. Заказывали для Аскара Акаева, для Чингиза Айтматова. Для Курманбека Салиевича (прим. ред. – экс-президент страны Курманбек Бакиев) не успели сделать.

Что в имидже первых лиц Кыргызстана Вы изменили бы?

Омурбек Бабанов — молодой человек, наверное, следящий за модой. Не обращала внимания, как он одет. А наш президент… Мне кажется, у него недостаточно времени.

Просто у нас не такая страна, чтобы так много уделять этому времени. Может, лет через 5, когда мы станем экономически стабильными. Наверное, я сделала бы президента более элегантным. Конечно, мне хотелось бы, чтобы первые лица страны выглядели достойно, хотя и скромно. Но чтобы это были расцветки, которые освежают цвет лица, чтобы это не бросалось в глаза, чтобы это не было слишком нарочито модным. Можно одеваться скромно, элегантно, неброско.

Каким был Ваш самый интересный заказ?

Наверное, самый интересный заказ поступит в будущем.

Очень интересно было работать с отелем «Hyatt Regency Bishkek». Мы принимали участие в декоре отеля, работали вместе с итальянскими, австралийскими дизайнерскими компаниями. Это была большая школа жизни. Сейчас идет обновление дизайна, лица отеля, и очень приятно, что нас тоже пригласили, и мы принимаем активное участие в работе. В новом дизайне есть и наш маленький вклад.

Конечно, долго не забудется еще один заказ. Мы были в начале пути, возможно, это было слишком рано для нас, поэтому он не имеет своего завершения пока. Мы выиграли очень большой тендер на создание униформы для авиакомпании «Air Astana». Я думаю, казахстанские чиновники или владельцы авиакомпании просто не пережили того, что визитной карточкой страны будет заниматься кыргызстанская компания. Отбор проводился канадской компанией. Мы сделали работу точно в срок, красиво, как мне кажется. Пока не вижу «Air Astana» в нашей форме.

На какую сумму был Ваш самый большой заказ?

Это секрет, конечно. Но все-таки это был заказ авиакомпании «Air Astana».

Если бы Вам предложили работу в одном из ведущих Домов моды, Вы бы согласились?

Я об этом мечтала, когда была молодым дизайнером. Конечно, школа была бы отличной. А сейчас сложно было бы работать параллельно на еще один дизайнерский Дом моды. Я никогда не боялась учиться. Я очень многого не знаю, и развиваться в таком современном направлении, как дизайн одежды, сидя в Кыргызстане, и расти при этом профессионально, очень сложно. Я стала лучше, чем 5 лет назад, чем 10 лет назад. Если возможно было бы совместить графики работы, я бы с удовольствием согласилась.

В каком Доме моды вы хотели бы поработать?

Я бы поработала не с определенным Домом моды, а со старыми дизайнерами. Например, с удовольствием точила бы карандаши покойному Ив Сен Лорану, поработала бы с величайшим художником Александром Маккуином, с таким гением, как Кэндзо Такада, с моим любимым итальянским художником, дизайнером Антонио Маррасом, моим любимым бельгийским дизайнером Дрисом Ван Нотеном.

А Вы не хотели бы поменять свою направленность, стиль этношик, и попробовать что-то новое?

Не знаю. В этом направлении работает 90 % Домов моды. Если вы обратите внимание, Дом «Christian Dior» , когда во главе был Джон Гальяно, делал русские, китайские коллекции. Если все время делать городскую одежду, можно себя запутать. У каждого есть свой профессиональный почерк дизайнера.

В каких странах вы представляли свои коллекции?

В США, Франции, Швейцарии, Турции, Австрии.

А где хотели бы представить свои коллекции?

Да везде. В Японии, Индии, Франции, США, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Казахстане, чтобы показать мощь развития текстильного дизайна в Кыргызстане. Я давно не езжу на Недели мод в Казахстан. Последний раз мы были с коллекцией «Восточный экспресс» или «Алые маки Иссык-Куля» года 3 назад. Я не знаю, как развиваются наши соседи. Хочется посмотреть на них и себя показать. Конечно, на Неделю моды в Москве очень хочется попасть.

Неделя моды в Париже – это очень дорого. Мы готовимся к выставке, которая пройдет в Париже через год в преддверии парижской Недели моды. Там выступают не топ-бренды, а молодые дизайнеры. Неделя моды в Париже – это пиар. А нам нужно показывать свою продукцию для закупщиков магазинов. Бренд известен, необходимо логическое завершение, чтобы работать в больших проектах, чтобы были большие заказы. Эта задача стоит на первом месте. Мы долго работали на имя, уже должно прийти время, когда имя будет работать на нас.

Как развивается fashion-индустрия в Кыргызстане?

Развивается потихоньку. Но пока не будет инвестиций, это будет на студенческом уровне, будут маленькие коллекции. Пока это все делается с помощью внутренних резервов дизайнеров. Так не должно быть. Любой дизайнер развивающейся западной страны создает свои коллекции не только за свой счет. Та же компания «Swarovski» объявляет конкурс для молодых дизайнеров, приглашает их к работе и дает средства на развитие.

Мой любимый Дом моды — «Alexander McQueen», при том, что в него инвестировал супергигант производства мирового люкса Бернар Арно, который владеет модными Домами «Christian Dior» , «Louis Vuitton» и другими компаниями, только через 7 лет начал приносить доход. Александр Маккуин открыл магазины по всему миру, его продукция представлена на многих интернет-сайтах, во всех крупных магазинах. У него была масштабная PR-компания. Размещение одной фотографии в журнале «Vogue» — это десятки тысяч долларов. А у нас какой может быть бизнес?

Над чем Вы в данный момент работаете?

Работаю над двумя новыми коллекциями. Одна для выставки в Москве, которая пройдет 5-8 сентября. Другая коллекция будет в японском стиле, название еще не придумала.

Ваш совет молодым начинающим дизайнерам.

Нет одного рецепта. Стать известным в Бишкеке легко. Развесил билборды по всему городу, и ты известен. А работать дизайнером, работать с клиентами, заработать деньги на творческие коллекции, содержать небольшой штат, постоянно развивать свой потенциал — это очень большой труд. Это большие финансовые вложения в себя в первую очередь. Банальное выражение — очень много работать.

Поделиться